Боголюбова-Кузнецова Дарья Васильевна
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, Россия
Объединение «Маковец» (1921–1927, Москва) по тем идеям, которые выражены в его программе, может быть рассмотрено как продолжатель и разработчик идей русского религиозно-философского ренессанса.
Анализ графических работ членов объединения «Маковец» позволил выяснить, что образ человека играет для художников большую роль и рассматривается с разных точек зрения. Это и обобщенный образ, могущий быть выражением единства людей, и портретные изображения, выражающие индивидуальный внутренний мир. Оба типа изображения присутствуют одновременно, однако к концу 1920-х гг. преобладает портретное изображение.
В начале 1920-х гг. видна разница в восприятии художниками миссии искусства: выявляет ли оно идеи, нашедшие свое воплощение в вещах видимого мира, или же воплощает идеи, которые не могут быть выражены иначе, как творческим усилием человека.
При этом художники, придерживающиеся первой точки зрения, тяготеют к построению пространства в системе перцептивной перспективы и портретному изображению человека, второй — к обращению к системам кубизма и лучизма, в отношении же изображения человека обращаются как к обобщенному, так и к портретному типу. Изменение мировоззрения в этом аспекте ведет, как это хорошо видно на примере Н. М. Чернышёва, к изменению художественного языка.
На протяжении 1920-х гг. наблюдается общая эволюция художественного языка маковчан в сторону большей натурности.
Представляется, что разнообразие отношения маковчан к изображению человека обусловлено стремлением не упустить ни аспект вечности, ни аспект временности. Такая необходимость усматривалась в т. ч. и П. А. Флоренским, считавшим, что стремление человека отказаться в изображении от временной координаты показывает его интуицию вечности, однако такое исключение времени ложно, если речь идет о человеческом, а не божественном восприятии.
Это показывает, что эволюция художественного языка, связанная с изменением в отношении к миссии искусства означает не отказ художников от своей духовной связи с русским религиозно-философским ренессансом в угоду усиливающейся позитивистской идеологии, а разработку его идей в разных ракурсах: в начале 1920-х гг. большее внимание уделяется общему, идеальному, вечному, в конце — индивидуальному, изменчивому, временному, однако без потери перспективы вечности.
PDF