Эмблемой пятой международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства», посвящённой теме: «Образы классической древности. Искусство античного мира и его наследие в мировой художественной культуре», стало произведение художника А. Бихтера «Несс и Деянира». 2007
Художник Александр Бихтер.
Родился в 1951 году в Ленинграде. Учась в средней школе, посещал изостудию Дворца пионеров, которой руководил С.Д. Левин. В 1972 году окончил Институт культуры им. Н.К. Крупской. После службы в армии работал травильщиком клише в цинкографском цехе типографии им. Ивана Федорова.
В 1981 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной по специальности «художественное конструирование». После получения диплома работал дизайнером на заводе «Пластприбор». С 1983 года – член ТЭИИ (Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства) и постоянный участник его выставок.
С 1987 по 1992 год руководил изостудией при подростковом клубе «Смена».
С 1994 года – член Союза художников России.
Работы находятся в Государственном Русском музее, Музее истории города, Музее нонконформистского искусства (Пушкинская, 10), музее «Царскосельская коллекция», ЦВЗ «Манеж» и в частных собраниях в России и за рубежом.
С 1990 года занимается книжной графикой, оформил ряд книг для детей и взрослых. Совместно с В.Ноздриным разработал макет и эмблему серии «АНТИЧНОСТЬ В ЭРМИТАЖЕ». Участник многих групповых выставок, среди которых ежегодная -«Петербург» в ЦВЗ «Манеж», «Авангард на Неве. Вторая половина ХХ века» (20.05 - 11.08 2003 г.) в Государственной Третьяковской галерее и др.
Персональные выставки:
- Издательство «Норинт», СПб., 1999;
- «Рыболовы, странники etc.» (живопись 90-х годов).
- Творческий центр «Митьки-Вхутемас», СПб., 2000;
- «Акварель, рисунок, иллюстрация – 90-е».
- Государственный музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин, 2000;
- «Живопись, графика», галерея «Фундус», Дом кино, СПб., 2001;
- «Летмотивы» (рисунки 2001 года по мотивам разных лет).
- Театр «Зазеркалье», СПб., март 2002;
- «Летоход” (новые рисунки). АРТ-ЦЕНТР «Митьки-Вхутемас», март 2002;
- «Живопись, из последнего», IMISP ( Санкт-Петербургский Международный институт менеджмента), сентябрь, октябрь 2003;
- “ПээМЖе. Пастель, масляная живопись”. Музей нонконформистского искусства, Пушкинская, 10, СПб., ноябрь, декабрь 2003;
- «Большой пленэр» (графика). Антикварно - букинистический магазин «На Литейном», февраль–март 2004;
- «Живопись, графика», офис фирмы «Polikor», сентябрь 2006;
- «Живопись» петербургское отделение СДМ банка, октябрь-ноябрь 2006;
- «Живопись» ART re.FLEX Gallery, Спб 8 февраля – 8 марта 2007 года;
- «Nu и Nu», галерея АРТ-объект, Спб, март 2010;
- «Графика», галерея АРТ-объект, ноябрь 2010;
- «Згара-амба», граттаж, Арт-центр «Борей», галерея «10х15», октябрь, ноябрь 2011;
- «ЧККГ», живопись, компьютерная графика, Великий Новгород, Государственный музей художественной культуры Новгородской земли, Десятинный монастырь, ноябрь, декабрь 2011
- «ЧМОК…»(Чего можно ожидать, когда…), живопись, галерея АРТ-объект, октябрь – ноябрь 2012;
- «Мелкая нарезка», живопись, галерея Арт-объект, март 2014 )
Моя античность
Художник Игорь Чурилов
Игорь Станиславович Чурилов - живописец, график, педагог, род. 1959 г. Член Союза художников Российской Федерации, член международной ассоциации пастелистов ASPAS. 1986 – окончил ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (отделение экспериментального дизайна). Участник выставок с 1979 г. (более 150 выставок, в том числе – международных). С 1983 – начал преподавать в детских дошкольных учреждениях, с 1985 – постоянно в ДПШ Петроградского района (с 2006 – Дворец творчества юных). 1992-1993 – преподавал в ЛГПИ им. А.И. Герцена; 2003-2006 – в институте телевидения, бизнеса и дизайна вел курс живописи. Организатор и руководитель неформального творческого объединения молодых художников «Наследие».
Основные собрания:
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга;
- Гос. Архангельский музей изобразительного искусства;
- Музей современного искусства, ЦВЗ, Манеж, СПб.;
- "Царскосельская коллекция", Музей современного искусства, г. Пушкин, СПб.; Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского;
- Саратовский Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева;
- Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (Саранск)
Персональные выставки:
- 1995 – музей Городской скульптуры, СПб.;
- 1998 – «Непарадный Петербург»: музей Печати, СПб.;
- 1999 – «Чуть выше крыши, чуть ниже неба»: Государственный музей истории СПб.;
- 2002 – «Непарадный Петербург»: галерея «Астрософт», СПб.;
- 2003 – к 300-летию Санкт-Петербурга, Интернациональный центр, Гренобль, Франция;
- 2008 – «Угол зрения»: «Поликор», музей творческого объединения «Митьки», галерея Стекла, культурный центр русско-немецких встреч (Петеркирхе), СПб.;
- 2011 – «Созвучие пространства. Волга и Нева»: Саратовский Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева;
- 2012 – «Стена и купол»: галерея «Ломоносов», СПб.;
- 2013 – «Среда обитания»: арт-клуб «Книги и кофе», СПб.
Образы классической древности – образы «детства человечества»
«Бессонница, Гомер, тугие паруса…», – эти стихотворные строки Осипа Мандельштама определяют основную тему морских странствий античных героев, которым петербургский художник Игорь Чурилов посвятил цикл коллажей и гравюр 1980-90-х гг.
Фигура Гомера, словно объединяет героев древнегреческого эпоса: и хитроумный Одиссей, и бесстрашный Язон – отчаянные путешественники. Истории об их странствиях из века в век вдохновляли все новых творцов. И каждый из них подыскивал собственные художественные средства и образный язык для того, чтобы вместе со своими героями проделать еще раз этот путь – авантюрного плавания и возвращения в родную гавань.
Временная отдаленность и сюжетная условность мифологических событий – событий древнегреческого эпоса, с одной стороны, позволяет автору абстрагироваться: применять условные средства и образы. С другой стороны, если античность называют «детством человечества», то и использование художественных приемов, восходящих к наивному искусству, детскому творчеству, органично. «Мужчина не может снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество», – заметил когда-то ныне не популярный К. Маркс. Раскрашивать, вырезать и склеивать разноцветную бумагу – чем не забава?, и Черное море (Понт Эвксинский) становится буквально черным, а странствующие герои растворяются в грандиозной «декорации» природы, словно за ними сверху наблюдают всемогущие боги-олимпийцы. Так возник триптих из коллажей, посвященный плаванию аргонавтов за золотым руном к берегам Колхиды, мимо скалы, где был прикован титан Прометей. Центральная часть триптиха посвящена скитаниям Одиссея. Композиция объединяет несколько сюжетных линий и временных событий: снизу вверх течет время, а вместе с ним и события плавания, в которых царю Итаки бесконечно помогают женщины, то смертные, то богини. Текстовые вставки-пояснения соответствуют характеру античных повествований: кто, куда направился, – и тем определяют географию сюжетов.
Две матричные гравюры отличаются лаконичным языком: черно-белая гамма, знаки-образы. Минимум деталей – максимум выразительности: и тугие паруса, и «список» кораблей, и божественная пена на голове царей, – все в движении: «куда плывете вы?» Или, спасающийся с разбитого плота Одиссей, обнаженный, в покрывале Левкотеи; ему в помощь усилия Борея, раздувающего щеки по велению самой Афины.
Полушутливое, полуироничное толкование легендарных античных сюжетов, к которым прибегнул Игорь Чурилов, свойственно искусству последней трети ХХ века нашего города, когда постмодернизм еще не захлестнул утлое суденышко культуры, не запрудил бесконечными шоу-перепевами, агрессивным цитированием и громкими окриками выставочные пространства Петербурга.
И над всем мельтешением обыденности вновь спасительной истиной звучат строки другого поэта – Иосифа Бродского:
Припадаю к реке, бесконечно текущей
вдоль глаз
Сквозь века, прямо в нас, мимо нас,
дальше нас.
Елена Чурилова, член Ассоциации искусствоведов (АИС)