Эмблемой пятой международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства», посвящённой теме: «Образы классической древности. Искусство античного мира и его наследие в мировой художественной культуре», стало произведение художника А. Бихтера «Несс и Деянира». 2007

А. Бихтер. «Несс и Деянира». 2007

 

Художник Александр Бихтер.

Родился в 1951 году в Ленинграде. Учась в средней школе, посещал изостудию Дворца пионеров, которой руководил С.Д. Левин. В 1972 году окончил Институт культуры им. Н.К. Крупской. После службы в армии работал травильщиком клише в цинкографском цехе типографии им. Ивана Федорова.

В 1981 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной по специальности «художественное конструирование». После получения диплома работал дизайнером на заводе «Пластприбор». С 1983 года – член ТЭИИ (Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства) и постоянный участник его выставок.
С 1987 по 1992 год руководил изостудией при подростковом клубе «Смена».
С 1994 года – член Союза художников России.

Работы находятся в Государственном Русском музее, Музее истории города, Музее нонконформистского искусства (Пушкинская, 10), музее «Царскосельская коллекция», ЦВЗ «Манеж» и в частных собраниях в России и за рубежом. 

С 1990 года занимается книжной графикой, оформил ряд книг для детей и взрослых. Совместно с В.Ноздриным разработал макет и эмблему серии «АНТИЧНОСТЬ В ЭРМИТАЖЕ». Участник многих групповых выставок, среди которых ежегодная -«Петербург» в ЦВЗ «Манеж», «Авангард на Неве. Вторая половина ХХ века» (20.05 - 11.08 2003 г.) в Государственной Третьяковской галерее и др.

Персональные выставки:

  • Издательство «Норинт», СПб., 1999;
  • «Рыболовы, странники etc.» (живопись 90-х годов).
  • Творческий центр «Митьки-Вхутемас», СПб., 2000;
  • «Акварель, рисунок, иллюстрация – 90-е».
  • Государственный музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин, 2000;
  • «Живопись, графика», галерея «Фундус», Дом кино, СПб., 2001;
  • «Летмотивы» (рисунки 2001 года по мотивам разных лет).
  • Театр «Зазеркалье», СПб., март 2002;
  • «Летоход” (новые рисунки). АРТ-ЦЕНТР «Митьки-Вхутемас», март 2002;
  • «Живопись, из последнего», IMISP ( Санкт-Петербургский Международный институт менеджмента), сентябрь, октябрь 2003;
  • “ПээМЖе. Пастель, масляная живопись”. Музей нонконформистского искусства, Пушкинская, 10, СПб., ноябрь, декабрь 2003;
  • «Большой пленэр» (графика). Антикварно - букинистический магазин «На Литейном», февраль–март 2004;
  • «Живопись, графика», офис фирмы «Polikor», сентябрь 2006;
  • «Живопись» петербургское отделение СДМ банка, октябрь-ноябрь 2006;
  • «Живопись» ART re.FLEX Gallery, Спб 8 февраля – 8 марта 2007 года;
  • «Nu и Nu», галерея АРТ-объект, Спб, март 2010;
  • «Графика», галерея АРТ-объект, ноябрь 2010;
  • «Згара-амба», граттаж, Арт-центр «Борей», галерея «10х15», октябрь, ноябрь 2011;
  • «ЧККГ», живопись, компьютерная графика, Великий Новгород, Государственный музей художественной культуры Новгородской земли, Десятинный монастырь, ноябрь, декабрь 2011
  • «ЧМОК…»(Чего можно ожидать, когда…), живопись, галерея АРТ-объект, октябрь – ноябрь 2012;
  • «Мелкая нарезка», живопись, галерея Арт-объект, март 2014 )

Моя античность

Перед сном отец читает мне мифы Древней Греции, про Геракла…Рисунки в книжке художника Рудакова, чёрно-белые, несколько сумрачные, как будто действие происходит в плохо освещенном чулане. Сразу видно – дела давно минувших дней. Засыпая, я слышу возле своей кровати шорох змеиной кожи, по телу бегут мурашки, вот сейчас…
На античной полке домашней библиотеки два толстеньких одинаковых томика среднего формата давно привлекали моё внимание – «Илиада» и «Одиссея» издательства «Academia». Внутри фотографии бюста Гомера - анфас и профиль. Посмотришь, и всё сразу ясно, какие такие были древние греки. Есть ещё огромный том, мне еле поднять – «Одиссея», издание Девриена. Рисунки там тоже чёрно-белые в ложно - классическом стиле, но некоторые чудесно раскрашены (оживлены) акварелью старшим братом отца. Как ему только позволили, такое дорогущее издание! Ещё очень нравилась «Война мышей и лягушек», само это трудно произносимое БАТРАХОМИОМАХИЯ, ну и оформление Алисы Порет тоже. Было не совсем ясно, откуда же взялись эти чудесные сюжеты и где их первоисточник. Я обратил внимание на сходство некоторых мифических героев и предметов с персонажами и предметами русских волшебных сказок: Полифем – Верлиока, нить Ариадны – волшебный клубок Бабы-Яги, молодильные яблоки и яблоки Гесперид и многое тому подобное. Но что было раньше? Первоистоки тонули в войне космоса с хаосом, богов с титанами. Известно было только, кто был первый портной, и то только в местах, где есть эхо, например, в нашем дворе - колодце.
Понемногу комната, в которой рос, наполнилась мифическими фигурами. Закуток, куда складывали спальные принадлежности, превратился в Олимп, а в сумерки оттуда слышались вздохи, это Мойры или Парки пряли свою, да ведь уже моей жизни(!) нить. Поначалу это чередование греческих и римских названий вызывало недоумение: боги-то и герои вроде бы те же. Но вскоре я легко научился распознавать эти две античности, уж больно наглядна была в прошлом и настоящем разница между Грецией и Римом. Греция представлялась чем-то вроде града Китежа, золотым веком свободы и гармонии, только ушедшим не вниз, под воду, а куда-то внутрь, под кожу. Рим же обступал со всех сторон, стоило выйти на улицу. Да и весь город представлял собой картину, состоящую из перемежающихся римских и греческих пазлов. Так, в самом центре стоял греческий храм с Посейдоном и морскими божествами на портике. Аллегорические фигуры рек играли по ночам гранитными шарами со спусков (реально приснилось). А на другой стороне Невы - ансамбли Росси, проникнутые имперским духом Рима. Коломна, в которой проходило детство, представлялась тихой греческой провинцией с её небольшими особнячками, тишиной и уютом заброшенности. И так же в истории любезного Отечества, где «дней александровых прекрасное начало» предшествовало и противостояло николаевской эпохе, а Серебряный век - эпохе советской.
Дома пылились подшивки журналов «Аполлон» и «Золотое руно», где уже не Петербург и Ленинград, а печальный Петрополь, и царствует Прозерпина, а не император милостью божией и не товарищи Романовы и К. Белые ночи, фигуры, лишенные теней, - Элизиум. Однако мне была видна и тёмная сторона предмета: господство над людьми и богами Рока, т.е. полное отсутствие свободы выбора, Орфей, растерзанный вакханками, наконец, смерть Сократа вносили во всю эту лирику с патетикой ноту горечи.
Со временем я пристрастился к своеобразной игре, в которой лица, явления, время и место распознавались бинарно, как Рим или Греция. В действительности всё не так просто, и я прекрасно чувствую, как во мне самом уживаются обе эти античности. И в разные периоды меняется моё к ним отношение. Но тут речь идет о преобладании, так сказать, процентах. К примеру, иконопись – Греция, академическая живопись - явный Рим. Моцарт, конечно, Греция, а вот с Бетховеном сложнее, тут Греция и Рим в одном флаконе. Или вот о старших современниках: художник Рихард Васми, конечно же, Греция, а Александр Арефьев - уж точно Рим.
Возвращаясь мысленно к одному недоразумению позднеантичного времени, сделавшемуся популярным мифом, набрав в лёгкие побольше воздуха, крикнем в эфир:
«Умер великий Пан!». Но миф об античной Греции как пространстве внутренней свободы жив и близок мне. Поэт арефьевского круга Роальд Мандельштам писал: «…Была Эллада на земле, была Эллада». Заменим «была» на «жива».
Александр Бихтер 03.02.2014
 

 

Художник Игорь Чурилов

Игорь Станиславович Чурилов - живописец, график, педагог, род. 1959 г. Член Союза художников Российской Федерации, член международной ассоциации пастелистов ASPAS. 1986 – окончил ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (отделение экспериментального дизайна). Участник выставок с 1979 г. (более 150 выставок, в том числе – международных). С 1983 – начал преподавать в детских дошкольных учреждениях, с 1985 – постоянно в ДПШ Петроградского района (с 2006 – Дворец творчества юных). 1992-1993 – преподавал в ЛГПИ им. А.И. Герцена; 2003-2006 – в институте телевидения, бизнеса и дизайна вел курс живописи. Организатор и руководитель неформального творческого объединения молодых художников «Наследие».

Основные собрания:

  • Государственный музей истории Санкт-Петербурга;
  • Гос. Архангельский музей изобразительного искусства;
  • Музей современного искусства, ЦВЗ, Манеж, СПб.;
  • "Царскосельская коллекция", Музей современного искусства, г. Пушкин, СПб.; Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского;
  • Саратовский Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева;
  • Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (Саранск)

Персональные выставки:

  • 1995 – музей Городской скульптуры, СПб.;
  • 1998 – «Непарадный Петербург»: музей Печати, СПб.;
  • 1999 – «Чуть выше крыши, чуть ниже неба»: Государственный музей истории СПб.;
  • 2002 – «Непарадный Петербург»: галерея «Астрософт», СПб.;
  • 2003 – к 300-летию Санкт-Петербурга, Интернациональный центр, Гренобль, Франция;
  • 2008 – «Угол зрения»: «Поликор», музей творческого объединения «Митьки», галерея Стекла, культурный центр русско-немецких встреч (Петеркирхе), СПб.;
  • 2011 – «Созвучие пространства. Волга и Нева»: Саратовский Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева;
  • 2012 – «Стена и купол»: галерея «Ломоносов», СПб.;
  • 2013 ​​– «Среда обитания»: арт-клуб «Книги и кофе», СПб.

Образы классической древности​ – образы «детства человечества»

«Бессонница, Гомер, тугие паруса…», – эти стихотворные строки Осипа Мандельштама определяют основную тему морских странствий античных героев, которым петербургский художник Игорь Чурилов посвятил цикл коллажей и гравюр 1980-90-х гг.

Фигура Гомера, словно объединяет героев древнегреческого эпоса: и хитроумный Одиссей, и бесстрашный Язон – отчаянные путешественники. Истории об их странствиях из века в век вдохновляли все новых творцов. И каждый из них подыскивал собственные художественные средства и образный язык для того, чтобы вместе со своими героями проделать еще раз этот путь – авантюрного плавания и возвращения в родную гавань.

Временная отдаленность и сюжетная условность мифологических событий – событий древнегреческого эпоса, с одной стороны, позволяет автору абстрагироваться: применять условные средства и образы. С другой стороны, если античность называют «детством человечества», то и использование художественных приемов, восходящих к наивному искусству, детскому творчеству, органично. «Мужчина не может снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество», – заметил когда-то ныне не популярный К. Маркс. Раскрашивать, вырезать и склеивать разноцветную бумагу – чем не забава?, и Черное море (Понт Эвксинский) становится буквально черным, а странствующие герои растворяются в грандиозной «декорации» природы, словно за ними сверху наблюдают всемогущие боги-олимпийцы. Так возник триптих из коллажей, посвященный плаванию аргонавтов за золотым руном к берегам Колхиды, мимо скалы, где был прикован титан Прометей. Центральная часть триптиха посвящена скитаниям Одиссея. Композиция объединяет несколько сюжетных линий и временных событий: снизу вверх течет время, а вместе с ним и события плавания, в которых царю Итаки бесконечно помогают женщины, то смертные, то богини. Текстовые вставки-пояснения соответствуют характеру античных повествований: кто, куда направился, – и тем определяют географию сюжетов.

Две матричные гравюры отличаются лаконичным языком: черно-белая гамма, знаки-образы. Минимум деталей – максимум выразительности: и тугие паруса, и «список» кораблей, и божественная пена на голове царей, – все в движении: «куда плывете вы?» Или, спасающийся с разбитого плота Одиссей, обнаженный, в покрывале Левкотеи; ему в помощь усилия Борея, раздувающего щеки по велению самой Афины.

Полушутливое, полуироничное толкование легендарных античных сюжетов, к которым прибегнул Игорь Чурилов, свойственно искусству последней трети ХХ века нашего города, когда постмодернизм еще не захлестнул утлое суденышко культуры, не запрудил бесконечными шоу-перепевами, агрессивным цитированием и громкими окриками выставочные пространства Петербурга.

И над всем мельтешением обыденности вновь спасительной истиной звучат строки другого поэта – Иосифа Бродского:
Припадаю к реке, бесконечно текущей
вдоль глаз
Сквозь века, прямо в нас, мимо нас,
дальше нас.

Елена Чурилова, член Ассоциации искусствоведов (АИС)