Аникин Михаил Александрович
Государственный Эрмитаж, Россия
В работах Леонардо да Винчи поражает более всего та надмирность, тот горний свет, который мастеру удается ухватить и заключить в рамки картины. По уровню охвата мысленным взором духовного космоса в западном мире ему нет равных. У нас в России только Рублев, Дионисий и Феофан Грек достигали подобных высот. Леонардо в чем-то продолжил Рублева, в какой-то мере донес горний мир иконы до сознания западного и мирового зрителя.
Можно смело сказать, что Леонардо интересен, прежде всего, как величина духовная.
Уже первые его картины выявляют неординарность художника, а последние прижизненные творения обладают таким уровнем прозрения, который просто поражает и заставляет испытывать состояние священного трепета.
Разве мог достичь такого уровня глубины обыкновенный художник, не знакомый с духовной монашеской практикой? Ответ однозначно отрицателен. Это исключено по самой природе вещей. Духовная глубина может появиться только после напряженных упражнений в молитве, только на основе постижения бесконечных глубин священного Писания и предания, после освоения практики безмолвной молитвы, после знакомства с молитвенной практикой Афона и исихазма. Доклад в краткой форме представляет содержание монографии автора «О скрытых сюжетах и смыслах в европейском изобразительном искусстве» (СПб., 2011 г., издательство Дмитрия Буланина) и посвящен выявлению исихастских основ творчества Леонардо.