Актуальные проблемы теории и истории искусства

AP2018 poster

 

Конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства» – международный научный форум, который проводится раз в два года Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом при поддержке ведущих музеев России. Конференция проходит поочерёдно в Москве и Санкт-Петербурге. В Петербурге её постоянным партнёром является Государственный Эрмитаж. В 2018 году конференция проходит в Москве, а музеем-партнёром впервые выступает Государственная Третьяковская галерея.

На конференции обсуждается широкий круг вопросов истории и теории изобразительного искусства и архитектуры, сохранения и интерпретации российского и мирового культурного наследия, взаимодействия искусствоведческой науки с практикой музейного дела. Форум носит междисциплинарный характер, а хронологический диапазон обсуждаемых явлений охватывает периоды от доисторической эпохи до современности. К участию в конференции приглашаются искусствоведы, культурологи, археологи, реставраторы, музейные сотрудники и другие специалисты в гуманитарных областях, чьи научные интересы непосредственно связаны с архитектурой, изобразительным и декоративным искусством.

* * *

Тема конференции 2018 года – «Границы и горизонты».

На протяжении всей истории человечества искусство служит поводом для размышлений и споров, предоставляет практически безграничные возможности для интерпретаций. Или границы всё же существуют? А может быть, это не границы, а горизонт, который кажется пределом, но вместе с тем открывает новые перспективы?

Сегодняшний информационный поток напоминает лавину, и перед исследователем стоит задача выделить из неё кристаллы знания, выявить структуру явлений и оси развития, отобрать важное и отбросить ненужное. Чем больше расширяется круг известного, тем дальше отодвигаются границы непознанного. При этом известное давно и найденное недавно постоянно взаимодействуют, создавая новые смыслы и разрушая старые. В этот процесс оказываются вовлечены не только специалисты, но и все любители искусства и посетители музеев – каждая следующая выставка, каждый научный или реставрационный проект приводят к пересмотру границ и расширению горизонтов. 

Существуют ли границы восприятия произведений искусства? В чём смысл условных границ между жанрами и видами искусства, художественными школами, стилями и эпохами? Так ли уж важны для художественного процесса границы географические, исторические и политические? Где пролегают границы локального и глобального, и каковы их точки пересечения? Какие правила и ограничения определяют развитие искусства, как и почему они нарушаются? К чему ведёт выход за пределы канонов? К каким горизонтам устремлено движение искусства сегодня, и что будет дальше?

* * *

В программе конференции – более 300 докладов, участники из более чем 20 стран, пленарное заседание и 14 тематических секций.

Программа конференции (PDF)

 

Площадки конференции:

Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Шуваловский корпус МГУ, Ломоносовский проспект, 27 корпус 4

Государственная Третьяковская галерея
Инженерный корпус (лекционный зал), Лаврушинский переулок, 12 (вход с Малого Толмачевского переулка)
Новая Третьяковка (конференц-зал), Крымский Вал, 10

 

Организационный комитет конференции

Сопредседатели оргкомитета:

  • А.Х. Даудов, директор Института истории СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия);
  • М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург, Россия).
  • З.И. Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (Москва, Россия);
  •  И.И. Тучков, декан Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия).

Оргкомитет конференции 2018 года:

  • З.А. Акопян, Ереванский государственный университет (Ереван, Армения);
  • Л.А. Бобкова, Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия);
  • И.Г. Горлова, Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия);
  • А.В. Гусева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва, Россия);
  • Е.А. Ефимова, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • Н.К. Жижина, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия);
  • А.В. Захарова, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • А.Ю. Казарян, Государственный институт искусствознания (Москва, Россия);
  • А.А. Карев, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • Т.Л. Карпова, Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия);
  • Т.П. Кишбали, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • Е.С. Кочеткова, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • М.А. Лопухова, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • С.В. Мальцева, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия);
  • Н.А. Налимова, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • А.В. Пожидаева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва, Россия);
  • А.С. Преображенский, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • Д.А. Пыркина, Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия);
  • Е.А. Скворцова, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия);
  • М.В. Соколова, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • Е.Ю. Станюкович-Денисова, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия);
  • И. Стевович, Белградский университет (Белград, Сербия);
  • М.Ю. Торопыгина, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (Москва, Россия);
  • А.А. Трофимова, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия);
  • М.Э. Эльзессер, Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия);
  • Т.А. Юдкевич, Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия);
  • А. Якобини, Университет La Sapienza (Рим, Италия);
  • А.С. Ярмош, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия).