О. Лягачев-Хельги "Солнце", холст, акрил, 130х97, 2010Эмблемой конференции 2010 года стала картина О.Лягачева-Хельги "Солнце", холст, акрил, 130х97, 2010. Частное собрание, Париж, Франция. Она была написана в год первой конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства» и, по замыслу художника, была размышлением на тему природы творчества.

На открытии конференции О.Лягачев, в частности, сказал «На обложке, как эмблема этой конференции, представлена моя картина «Солнце», написанная в 2010 году. Эта тема меня всегда привлекала. Я представляю здесь солнце, как источник энергии, первопричину генезиса, а стало быть, - жизни и человеческого самосознания. От хаоса к мысли, к осознанию всего; к стройным системам, к творчеству. В искусстве поиск абсолюта тоже имеет место, но выражается специфически через эмоцию. Эмоция в живописи, как и в письменности, рождается при соприкосновении stylos (греч. палочка, которой пишут на восковых дощечках) с support (в нашем случае с холстом). То, что при этом возникает (акт conception – акт зачатия)- изображение, знак, притом окрашенный, - и есть специфический вклад живописи в искусство.

В современном искусстве и stylos и support имеют разнообразные лики, но сущность живописи остается: это искусство для глаза и через зрение – для нашего человеческого сознания, которое практически мало эволюционировало со времен первобытных изображений в пещере Ласко.
Теперь разве что мы с большей смелостью касаемся палочкой поверхности и возникающие при этом знаки более персональны: они содержат в себе эмоцию присутствия самого художника. Художник отчетливее отпечатывается в самой структуре произведения» 

Олег-Хельги (Олег Александрович) Лягачев 

Художник, теоретик искусства, писатель (под псевдонимом Helgi-Лужин). Родился в Ленинграде в 1939 г. Окончил факультет теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина в 1966 г. Член группы «Петербург» (совместно с М. Шемякиным, Евг. Есауленко и Вл. Ивановым, Ан.Васильевым и др.) (1967-1979). С ноября 1975 г. живёт в Париже.

Периоды творчества:
«Семиотический», 1968-1985 гг.
Экспрессионистический, 1985-1989 гг.
Период «Абстрактного классицизма», 1995-2004 гг.
Новый синтез, с 2004 г. по настоящее время.

О.Лягачев принадлежит к поколению шестидесятников, столь разнообразно и ярко проявившему себя в отечественной культуре. Безудержное стремление к познанию бытия как научными, так и духовными средствами, дискуссия «физиков и лириков» наложила свой отпечаток на становление художника. Студент физфака Университета (тогда ЛГУ) он глубоко интересуется эмоциональностью в искусстве, что приводит к увлечению различными проявлениями экспрессионизма в живописи. Творческие эксперименты (в том числе с фактурой, для моделирования которой темпера смешивалась с песком) сочетаются с профессиональным подходом искусствоведа, сформировавшимся во время обучения в Академии художеств. Другой мощнейший импульс давали коллекции Эрмитажа. Сотрудники музея имеют редкую возможность близко и подолгу общаться с подлинниками, и это привлекало молодых художников в ряды технического персонала Эрмитажа. Такелажниками в 1960-е годы работали и такие известные впоследствии мастера как Михаил Шемякин, Владимир Овчинников, Владимир Уфлянд и Валерий Кравченко. В 1964 г они и О.Лягачев приняли участие в скандально быстро закрытой «Выставке художников-рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа», ставшей одной из первых в череде запрещенных и разогнанных властями выставок неофициальных художников.

Бунтарский дух проявлялся как в смелой живописной манере, так и эпатажном обращении к эстетике декаданса Серебряного века, которое в дальнейшем привело к созданию группы «Петербург» (имелся в виду Старый Петербург противопоставляемый реальности советского Ленинграда). Непременный участник костюмированных квартирных перформансов Шемякина, Лягачев не менее не попадает в число апологетов последнего, постепенно формируя собственный метод, названный им семиотическим. Общность творческих убеждений, тем не менее, нашла свое выражение в «Манифесте группы «Петербург» (1967), подписанном М. Шемякиным, О. Лягачевым, Евг. Есауленко и Вл. Ивановым.

Ранние семиотические работы были показаны на ставшей явлением ленинградского андеграунда выставках в ДК Газа и ДК «Невском»,1975, а затем после переезда художника во Францию на Бьеннале в Венеции и Турине, 1977 и 1978 гг. Другие семиотические работы экспонировались на персональных выставках в Париже, Лионе, а также выставках русского нон-конформистского искусства во Дворце Конгрессов (Париж), Лондоне, Нью-Йорке, Вене, Токио и др. Работа во Франции привела не только к смене материалов (художник начинает использовать акрил и гелиевую пасту), но и к последовательному развитию семиотического метода, при котором продуманный живописный строй сочетался с разработанной системой знаков-кодов, образующих сложные связи внутри структуры произведения. Живя в Париже, Лягачев включается в художественную жизнь Франции и участвует во многих арт-проектах уже как парижский художник. В 1980-е годы художник работает в технике коллажа, обращается к неоэкспрессионизму, его колористическая гамма приобретает более высветленный рафинированный характер.

Начиная с 1990-х гг. О.Лягачев активно работает и выставляется как в Париже, так и в Петербурге. Его персональные выставки проходят во многих галереях города («Борей», Арт-центре «Пушкинская,10» и др.). Этому периоду в творчестве мастера свойственна интерпретация классического наследия старых мастеров. Лягачев в своих картинах представляет художественный метод научного исследования произведений живописи, определяемый художником как «абстрактный классицизм». Зрителю демонстрируются увеличенные фрагменты прославленных полотен, картины, как бы увиденные в ультрафиолетовых или рентгеновских лучах. Художник оставляет значительные площади белого грунтованного холста, локальными мазками обозначая форму предмета. Прием, восходящий к пуантилизму, трансформируется в современное пиксельное видение.

Будучи художником и профессиональным искусствоведом в одном лице, Лягачев постоянно подвергает анализу и собственное творчество. Изменения в своей живописной манере в XXI веке он называет «новым синтезом». Действительно он вновь обращается к семиотическим исканиям, в его произведениях происходит сближение и соединение графических и живописных приемов. Картины приобретают характер сложных формул, в которых входят живописная составляющая, пространственная геометрия объемов, криптограммы и тексты.

Е.Ю.Станюкович-Денисова,
Кафедра истории русского искусства, СПбГУ