Барышева Вероника Евгеньевна, Желондиевская Лариса Владиславовна
Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, Россия
Двадцатый век изменил художественно-композиционные системы средств и приемов выразительности, веками формировавшиеся в недрах реалистического и этнического искусства. Новые подходы к форме, цвету, конструкции выразились в концепциях супрематизма, конструктивизма, рационализма. Авангард начала ХХ в. практически на столетие определил вектор визуальной культуры. Цифровая революция явилась новой вехой проектных технологий. Единое коммуникативное пространство ХХI в. и функционализм интернационального стиля привели к проблеме потери национальной идентичности культуры.
Проблема экологии многогранна. В понятие проектной экологии авторы вложили смысл экологии человека в его предметно-пространственной среде с позиции культуры и исторической принадлежности местности. Термин «экология культуры» был введен в научный обиход Д. С. Лихачевым и рассмотрен как научно-просветительская концепция сохранения национальной культуры.
Среда обитания человека в городском пространстве естественно вырастает из многих факторов. Проектная идея подразумевает объединение факторов природного и историко-культурного наследия в систему взаимосвязей и создание на их основе новых объектов дизайна. Формируя пространство жизни, необходимо, по мнению О. И. Генисаретского, включать в сферу рассмотрения все новые, все более выраженные в социальном и культурном отношении слои, где почва из условия существования постепенно становится символом духовного бытия человека.
Восприятие многих территорий России сегодня — это отголосок далеких ассоциаций, сформированных десятилетиями, а иногда столетиями ранее. По отношению к национальной культуре — это устаревшая знаковая форма, трудно воспринимаемая молодым поколением. Бездумное тиражирование и бесконечное цитирование музейных классических образцов без поиска новых смыслов и форм проектирования приводит к отсутствию самоидентификации, интереса и как следствие любви и привязанности человека к конкретному месту в его дворе, на его улице и в целом к отсутствию гордости за принадлежность к данному культурному сообществу. Необходимо выходить на новый уровень осмысления и стилизации, где основополагающие качества выведены на иную степень обобщения, соответствующую современному языку и новейшим технологиям коммуникации.