Проблематика «ренессанса» в современной английской культуре составила предмет исследования специалистов лишь недавнего времени. Однако итальянский Ренессанс в них рассматривается большей частью как аналог елизаветинской эпохи, источник национального возрождения. В своем докладе мы обратим внимание на иные аспекты: причины возникновения интереса к Ренессансу в английском обществе.
Объединение Италии в 1860-х — начале 1870-х гг. вновь привлекло внимание европейского мира к культуре великого прошлого этого региона. Ренессанс стал впервые восприниматься как европейский феномен, как основа современной западной цивилизации, чему во многом способствовала и историко-культурная интерпретация его Якобом Буркхардтом. Концепция Ренессанса стала трактоваться как объединенный исторический период, источник трех ключевых феноменов — культуры, наций и современности — животрепещущие темы общественных дискуссий викторианской Англии. В новой концепции Ренессанса современная Англия нашла разрешение основных проблем времени: соотношение государства (власти), культуры и религии, где культура была способна теперь вновь оказывать влияние на политику через творческие личности, а искусство и художник наделялись духовными и социальными функциями. Ренессанс также ассоциировался с гармонией телесного и духовного. Воссоздание данной гармонии, нарушенной к началу ХХ в., на основе архетипа культурно-государственной структуры Ренессанса становится определяющим для Англии того времени. Самой характерной чертой современности (начиная с Ренессанса) было развитие индивидуума, подразумевающее и правителя-диктатора, объединившего итальянское общество «в единое целое». Данная составляющая соотносилась с другим актуальным вопросом времени: определением характера культуры как элитарной или массовой. Ренессансная секуляризация христианских понятий и замена их человеческими и культурными конструкциями также нашла отклик в викторианской Англии, где культура стала субститутом религии.

 PDF