На сегодняшний день кинотрейлер как художественный жанр, стоящий на границе киноискусства, дизайна упаковки и рекламного дела, представляет собой уникальную художественную форму, визуальную информацию которой можно рассматривать как текст, чьи смыслы апофатичны и «читаются» на основе разгадывания энигматичных образов посредством художественных ассоциаций и культурной памяти.
На первый взгляд, вековая история трейлера — «глашатая» фильма, выходящего на экраны, не изменила ни его функции (рекламно-информационной), ни его цели (финансовой). Однако так ли это?
За свою столетнюю историю трейлер эволюционировал от анонса с преобладанием в нем текста и стремления «продать» участвующих в фильме актеров до специальных режиссерских работ с лаконичной формулировкой сверхзадачи фильма.
Анализ этапов развития кинотрейлера, во время которых он менял стили, техничес­кие приемы и смысловые нагрузки, позволяет утверждать, что в конечном итоге трейлер
эволюционировал в квазикороткометражный фильм, представляющий продукт web-дизайна и кино и являющий собой некое онтологическое пограничье кинонарратива, за которым зритель утрачивает психоэмоциональную способность логического восприятия визуального образа.
Однако любой текст, в том числе и текст трейлера, для того чтобы таковым являться, должен содержать смыслы, действующие всегда в системе, которая задается неким типом мировоззрения. На наш взгляд, для кино (в том числе и кинотрейлера) основополагающей формой трансляции смыслов является гипермиф. В культуре это явление достаточно новое, но являющее собой результат многовековой трансформации традиционного мифа, отразившейся в различных видах искусства.
Мы предполагаем проследить в докладе этапы трансформации традиционного мифа (нео­миф, гипермиф), а также механизмы конструирования смыслов кинотекста, посредством мифологем гипермифа. Трейлер как «жанр» гиперреальности изначально апофатичен, так как его образ не признает линеарной логики нарратива и строится на основе конфигураций гипермифа, выходя на уровень мифопоэтики.
Быстрое распространение новых технологий и программ по созданию трейлеров в последние 10 лет привело к тому, что эта форма кино стала формой массового видеотворчества. Кинотрейлер вырос из задач «виртуальной упаковки» и финансового мотиватора и стал одной из форм digital folklore (цифрового фольклора), имея все признаки народного искусства.

 PDF