Тюхменева Екатерина Александровна
НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Россия
Статья Иеремии Исаевича Иоффе (1891–1947) «Русский Ренессанс» была опубликована в серии «Филологические науки» «Ученых записок» Ленинградского государственного университета в 1944 г. В отличие от других его работ она практически выпала из поля зрения специалистов. Между тем в этой статье впервые поднимается ряд проблем, связанных с процессом становления в России художественной культуры нового типа — Нового времени. Понимая Ренессанс как «гуманистическую стадию истории мышления», Иоффе «анализирует развитие ренессансного мировоззрения на памятниках русского искусства». Статья состоит из трех больших разделов, выделенных по хронологическому принципу. Первый раздел — «Подготовка Ренессанса» — построен на материале XVI в. Второй — «Ранний Ренессанс» — следующего, XVII столетия. Третий, наиболее объемный раздел — «Высокий Ренессанс» — посвящен XVIII в.
Прежде всего, Иоффе настаивает на том, что историю русского искусства следует рассматривать в рамках мирового художественного процесса, развивающегося по общим законам. Именно в XVIII столетии, с отставанием от других западноевропейских стран, в России происходит стремительный переход к культуре Нового времени, предпосылки к которому были заложены уже в позднем средневековье. Особо выделена роль Петра I. В статье отмечаются такие основополагающие черты искусства Нового времени, как обращение к реальному миру и человеку, светский и открытый характер культуры, предполагающий тесные интернациональные художественные контакты. Античность понимается в качестве общего прошлого. Серьезное внимание уделено национальной специфике русского искусства. Многие затронутые в статье И. И. Иоффе проблемы будут разработаны исследователями последующих поколений.