Многие «антикизирующие» приемы оформления фарфоровых сервизов русского классицизма были взяты из украшения западноевропейской посуды эпохи Возрождения (майолики, фаянса, изделий из драгоценных металлов). Заимствование происходило опосредованно через подражание европейским образцам.
Считается, что декор большинства русских сервизов конца XVIII в. родился от французского «Сервиза с камеями», заказанного Екатериной II Севрской королевской мануфактуре в 1777 г. Все крупные отечественные сервизы («Арабесковый» 1784 г., «Кабинетский» 1793–1801 гг., «Приданные» 1795–1802 гг., «Юсуповский» 1798 г., Туалетный прибор Марии Федоровны 1801–1803 гг.) имеют те или иные черты «Сервиза с камеями».
«Сервиз с камеями» являлся и для Севра исключительным ансамблем. Вероятно, чтобы придать французскому гарнитуру особые декоративные свойства, был использован богатейший опыт немецких златокузнецов XV в.
Основным мотивом в оформлении севрского сервиза являются расположенные цепочкой завитки аканта, среди которых помещены чередующиеся портретные и сюжетные медальоны-камеи. Знатоки выводят акантовый орнамент данного сервиза из различных древнеримских архитектурных памятников времени ранней империи, «августовского классицизма». Мы полагаем, что сама композиция борта, в котором между регулярных завитков растительного орнамента помещались медальоны с рельефными портретами, была придумана в эпоху Возрождения.
Подобным образом, например, украшена серебряная лохань, выкованная в 1530–1540 гг. в Нюрнберге и хранящаяся сегодня в музее Грюнес Гевёльбе в Дрездене. Между завитками пышной растительности, покрывающей борт, помещаются горельефные погрудные мужские портреты, имеющие сходство с древнеримскими камеями. Другой подобный пример — ваза-рассольник с гербом города Люнебурга из фондов Музея декоративного искусства в Берлине, выполненная в Люнебурге мастером Лютке Ольрикесом в 1541 г.

 PDF