Колмогорова Екатерина Евгеньевна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Россия
При подключении русской культуры к общеевропейскому художественному процессу в XVIII столетии становится актуальным и общее для Нового времени творческое наследие, включающее искусство Ренессанса. Данная тенденция оказала влияние и на развитие семейного портрета в России, но эта тема еще не становилась предметом специального исследовательского внимания. Цель настоящей работы — проследить, как воспринималась в России сложившаяся в Западной Европе традиция семейных изображений в типологическом, образном, композиционном и символическом контекстах.
Среди художественных школ, подаривших миру наибольшее многообразие семейных полотен, главенствуют Нидерланды, а впоследствии Фландрия и Голландия, Германия, Италия, Франция и Великобритания, где, начиная с эпохи Возрождения, тема семьи становится одним из главных мотивов портретного искусства. Предмет исследования в настоящей
работе состоит в анализе выбора и интерпретации русскими мастерами XVIII в. сложившихся в западноевропейской живописи иконографических типов семейных изображений, таких как парные и двойные портреты супругов и близких родственников; семейные автопортреты художников; изображения матери с ребенком или несколькими детьми, представляющие материнство как главную женскую добродетель; многофигурные фамильные полотна, поддерживающие идею прославления целого рода. Обращаясь к другому типологическому уровню, отметим, что в России, как и везде в европейской живописи, семейный портрет был представлен как парадным, так и камерным вариантами, портретом в пейзаже и портретом в интерьере. В отечественном искусстве нашел отражение даже такой специфический вариант английского группового портрета, как «сцены собеседования» («Портрет дворянина петербургской губернии с семьей» кисти неизвестного художника, Россия, 1790-е гг., Московский Государственный Объединенный Музей-заповедник; «Портрет А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой» 1803 г. кисти В. Л. Боровиковского,
Государственный Русский музей).
Проведенный анализ показывает, что сама типология семейного портрета, как и разнообразные художественные средства, композиционные приемы, атрибуты, широко применявшиеся в западноевропейской живописи для создания образа семьи, проникая в отечественную живописную среду, одухотворялись неповторимой русской самобытностью.