В развитии русской архитектуры послепетровского времени эпоха правления императрицы Анны Иоанновны, охватывающая 1730-е гг., обычно рассматривается как переходный этап от Петровского времени к эпохе правления Елизаветы Петровны. В историко-архитектурной науке уже стала привычной характеристика этого десятилетия как начала формирования в России единого стиля барокко, расцвет которого приходится на 1740–1750-е гг. В этом отношении 1730-е гг. обычно противопоставляются многообразной, неоднородной стилистически картине первой четверти XVIII в. Однако появление в начале 1730-х гг. построек в духе барокко, в частности ранних произведений Ф.-Б. Растрелли, стало только частью более сложной картины формирования стиля в это время.
Целью доклада является попытка выявления ключевых механизмов формирования стиля в 1730-х гг., вероятных источников конкретных архитектурных форм. Рассматривается деятельность петровских пенсионеров, обучавшихся в Нидерландах, в частности, И. К. Коробова, чьи работы демонстрируют один из механизмов переноса в русскую практику архитектурных форм голландского классицизма и фламандского барокко. Пристальное внимание к работам Ф.-Б. Растрелли заслонило в наших глазах роль других мастеров, произведения которых сыграли не менее важную роль в формировании барокко. Предпринимается попытка анализа проектов и построек И. Шумахера, которые рассматриваются в контексте европейской школы этого мастера и их очевидной связи с немецко-австрийской версией стиля барокко.
Неизученность стилистических особенностей многих памятников, трудность в характеристике даже таких хрестоматийных сооружений 1730-х гг., как петербургское Адмиралтейство, свидетельствует о необходимости целостного исследования русской архитектуры эпохи Анны Иоанновны.

 PDF