Д’Аттаназио Марко
Университет имени Габриэле Д’Аннунцио, Киети, Италия
Папа Лев Великий (440–461) был заказчиком фресок для украшения стен базилики Св. Петра в Риме и базилики Св. Павла за стенами Рима. Новозаветный и Ветхозаветный циклы, а также фигуры пророков и апостолов стали исходной моделью для последующих веков, особенно между XII и XIII вв. После грегорианской реформы эти циклы были повторены во многих церквях Рима, а также на территориях, зависящих от Святого Престола. Так началась изобразительная традиция, известная как «Renouveau Paléochrétien», по определению Элен Тауберт.
Обращение к живописным образцам раннехристианского времени было важным символическим актом. Можно сказать, это свидетельствовало о тесной связи с традиционными ценностями. Эта идея была выражена сильнее в живописных циклах, сделанных за пределами Рима, там, где они выполняли особую задачу — демонстрировать культурную и политическую принадлежность Святому Престолу.
На востоке Патримониума св. Петра находилась Анконская Марка, регион, где папы и императоры соперничали за власть, начиная с передачи его Карлом Великим папе Адриану I. Одним из важнейших городов Анконской Марки был Асколи Пичено, где сохранилось несколько фресок, относящихся ко второй половине XII в.: фрагментарно сохранившийся новозаветный цикл в церкви Сант-Илларио и изображения пророков в церкви Сант-Анджело-Магно. В докладе приводятся доказательства того, что оба цикла этих фресок повторяют иконографию римских циклов эпохи папы Льва Великого и даже воспроизводят их формальные черты. Живописная архитектурная рама, которая отделяет эпизоды Страстей Христовых, — это скромное повторение стукковой рамы из живописного цикла в базилике Св. Павла и, возможно, в базилике Св. Петра, в то время как пророки из церкви Сант-Анджело-Магно стилистически сходны со старцами Апокалипсиса, изображенными в пресбитерии римской церкви Сан-Джованни-а-Порта-Латина.
Таким образом, оба живописных цикла можно рассматривать как два примера проявления «Renouveau Paléochrétien», так как они свидетельствуют о том, каким образом Рим мог проявлять свою власть и на периферийных территориях.