Во второй половине XI в. романское искусство получает развитие на землях Апулии, куда приходят норманнские завоеватели. Строящиеся начиная с этого момента вдоль побережья Адриатического моря базилики, как правило, западнохристианские по своей структуре, обладают очень развитой и богатой скульптурной декорацией. Большинство мотивов, составляющих этот колоссальный мир пластической образности, часто восходит к норманнской книжной миниатюре, однако, они не всегда сводятся исключительно к ней.
Среди скульптурной декорации апулийских базилик часто встречается орнаментально-­флоральный фриз с вплетенными в него мифологическими персонажами — как, например, в базиликах в Трани и в Бари — генетика которого, вероятно, восходит к значительно более ранним прототипам. Подобного рода орнамент украшает некоторые позднеантичные мозаики антиохийских полов, равно как и бордюры оттоновских рукописей рубежа X–XI вв. В этом отношении также обращают на себя внимание маленькие муфты, скрепляющие ветви аканфа, разрастающегося в архивольте бокового окна базилики в Барлетте, которые украшены декоративными шариками, по всей видимости, имитирующими жемчужные бусины. Наиболее близкую им аналогию можно проследить на страницах иллюстрированных романских рукописей начала XII в., вышедших из скриптория аббатства Сито в Бургундии. Если обратиться к раннехристианскому искусству, то там подобного рода мотив можно встретить в орнаментах напольных мозаик VI в., например, в церкви Апостолов в Мадабе.
Стилистическая и художественная пестрота источников, по всей видимости, оказавших влияние на сложение развитого мира романской скульптурной образности на территориях Апулии в конце XI — начале XIII вв., ставит проблему позднеантичного искусства, которое лежало в основе возникшего явления. Рассмотренные в докладе памятники, как кажется, позволяют проследить длительную эволюцию отдельных художественных мотивов — от поздней античности до эпохи романики.

 PDF