Михалчакова Яна
Римский университет Ла Сапиенца, Италия; Университет Палацкого в Оломоуце, Чехия
Доклад посвящен истории мощей (главы) св. Анастасия Персиянина, находившихся некоторое время, согласно традиции, в Аббатстве Трех Источников в Риме, и легенде об Анседонии, изображенной в цикле фресок 20-х гг. XIII в., остатки которых мы можем найти на входных воротах в вышеупомянутом аббатстве.
Это исследование следует по пути, проложенному работами Карло Бертелли и Фернанды де’Маффеи в 1970 г., а также использует результаты работы, выполненной Кармелой Вирчилло Франклин в 2004 г., выявляющей литературные источники легенды о св. Анастасии.
Перенесение реликвий в Рим, в монастырь Acque Salviae, позже переименованный в аббатство Трех Источников (Tre Fontane), — начальная точка отсчета для сложения культа св. Анастасия. Следующая важная веха — посещение аббатства ломбардским королем Лиутпрандом. Легенда об Анседонии — кульминация рассказа о путешествии реликвии. Письменной версии этой легенды не существует, однако на северо-восточной и юго-западной стене входных ворот аббатства сохранились фрески на тему этой легенды. Менее 35 % первоначальной декорации сохранилось из повествовательного цикла. Его нынешнее состояние позволяет удовлетворительно проанализировать лишь несколько его фрагментов. Однако дополнительный материал для анализа представляют акварели — копии, сделанные Джованни Эклисси в 1630–1640-х гг.
Аббатство Трех Источников имеет особый, привилегированный статус, потому что здесь св. Анастасий Персиянин стал почитаться и в западной Церкви, отсюда распространился культ его мощей, ценность которых была признана несколькими представителями власти и церкви, вовлеченными в религиозно-политические конфликты, начиная с возникновения культа в первой половине VII в. и заканчивая XIII в.
Доклад ставит целью прояснить идеологическую связь между агиографией св. Анастасия Персиянина и политической теологией, начиная со времени возникновения легенды, до того момента, когда она начала использоваться цистерцианским орденом для политических целей и решения вопросов, связанных с собственностью ордена.