Благодаря новейшим исследованиям тосканской живописи XIII в., ранее не всегда доступной для изучения (например, ряда чудотворных икон), значительно расширился круг памятников этого периода.
В начале века иконы в Тоскане зачастую являлись скромными копиями привозных образцов искусства, включая изделия мелкой пластики и книжной миниатюры. Ситуация начинает резко меняться после четвертого Крестового похода, когда все чаще здесь появляются произведения греческих мастеров. Примерно со второй четверти века процесс копирования византийских икон, по всей видимости, начинает приобретать почти массовый характер, при этом стиль и манера письма могли довольно сильно изменяться в зависимости от образца, который был перед художником.
С середины века начинается стремительное улучшение живописных качеств иконы, но и все более явными оказываются признаки отхода от греческого прототипа. Обилие и разнообразие произведений позволяет выделять несколько школ и даже отдельные мастерские.
В истории искусства особое внимание уделялось проблемам датировки и авторства произведений, метод анализа которых был, по преимуществу, сугубо стилистическим. В работе предпринята попытка объединить и, возможно, дополнить эти результаты исследованиями культурно-религиозного характера. Стремительный отход от византийской образности в тосканском искусстве, безусловно, имел свои причины, в основе которых — специфическое отношение к сакральным образам в Италии и иной характер иконопочитания.
Прославленная и чудотворная иконы и ее дериваты; икона, предназначенная для различных религиозных функций; икона — копия, икона — подражание, икона — воспроизведение особо почитаемого образа в новом качестве — это не только разные области культуры, это разная художественная жизнь памятника, разная история его прославления и отображения в своем и в позднейшем времени. Такой комплексный путь исследования позволяет понять конкретные факты, обосновать зависимость одного памятника от другого — то есть восстановить хронологию, и более того — увидеть памятник в его подлинной жизни.

 PDF