В искусстве средневековой Солдайи особое место занимают остатки фресковой росписи различных сооружений города. При их раскопках зафиксированы мелкие фрагменты фресок, в подавляющем большинстве не дающие возможности реконструировать сюжет. Поэтому каждая сохранившаяся фреска Солдайи представляет уникальное явление. Сказанное также относится к тем фрескам, которые не сохранились, но могут быть частично реконструированы с помощью архивных графических и фотографических материалов.
Частично сохранилась только фреска в «Храме с аркадой», есть архивные материалы о росписи храма Двенадцати Апостолов, часовен на нижнем ярусе так называемых Георгиевской и Дозорной башен, Консульского замка. Обнаружены фрагменты фресковой росписи храма на участке барбакана, часовен на первом ярусе башни Якобо Торселло, храма на юго-западном участке посада, храма Параскевы, храма монастыря Св. Пантелеймона на южном склоне горы Перчем, храма монастыря в урочище Димитраки. Среди сохранившихся фресок генуэзской Солдайи, связанных с итальянской живописью эпохи Ренессанса, упомянем следующие.
Фреска «Храма с аркадой» была открыта в 1958 г. во время проведения ремонтных работ. Несмотря на дискуссионный характер, можно считать установленным, что фреска связана с традициями итальянской живописи XIV — первой половины XV в.
Фресковая роспись часовни на нижнем ярусе т. н. Георгиевской башни сохранилась лишь в виде отдельных небольших пятен. Исходя из архивных данных, можно утверждать, что здесь было помещено изображение Деисуса и медальон с изображением Агнца с лабарумом.
Фреска на арке входа во двор консульского замка была зафиксирована во время реставрации 70-х гг. ХХ века. В настоящее время она визуально не различима. Судя по архивным данным, она представляла собой изображение Христа, сидящего на троне.
Фреска часовни в цистерне Дозорной башни в 20-х гг. XX в. еще прослеживалась. Сейчас сохранилась в виде отдельных небольших пятен. Исходя из архивных данных, вероятно, здесь было помещено изображение Божьей Матери Милосердие.
Фрески храма Двенадцати Апостолов стали известны с начала XIX в. и атрибутировались как «Тайная вечеря». Уже в середине этого столетия они были слабо различимы, и реконструкция, предпринятая Д. М. Струковым, является не более, чем гипотезой.

 PDF