Фрески нижнего храма Сакро Спеко в Субиако — финальный этап сложной архитектурной истории, которая в течение XIII в. (со времен папы Иннокентия III (1198–1216)) сопровождала рост святилища, возникшего вокруг пещеры св. Бенедикта Нурсийского, где он подвизался в начале VI в.
Цикл жития святого, подписанный Magister Conxolus, до сих пор рассматривался учеными только лишь в отношении стилистических и формальных связей с живописью Рима и Ассизи 90-х годов XIII в. Опираясь на эти фрески, в данной статье проанализирован выбор и способ изображения сюжетов одного из первых житий св. Бенедикта — их иконография, последовательность расположения сюжетов относительно Святой лестницы, ведущей в пещеру, а также связь со спорами о новых религиозных орденах, начавшихся после Лионского собора (1274).
С этой точки зрения выглядят очевидными параллели с другими монашескими орденами, в особенности — францисканцами, которые всего несколькими годами ранее возвеличили своего основателя в знаменитой базилике в Ассизи. Совпадения с изобразительным циклом верхней церкви Сан Франческо простираются гораздо глубже уже отмеченных критиками стилистических перекличек. Устройство в Субиако также двух церквей и украшение нижней церкви вскоре после создания фресок в Ассизи не оставляет сомнения в соревновательности, а возможно и антагонизме, которые существовали между приверженцами двух способов общинножития — традиционного монастырского и практиковавшегося новыми орденами.
Для правильного понимания этих росписей необходим пересмотр последовательности архитектурного развития монастыря. Он позволяет предположить иную реконструкцию со­отношения между двумя церквами, поскольку, вероятно, проход в алтарь и в капеллу св. Григория были изменены.

 PDF