ЛИДЕРМАН ЮЛИЯ ГЕННАДИЕВНА (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Российская Федерация). Предмет искусствознания в контексте революций гуманитарного знания последней трети ХХ века
YULIA LIDERMAN (Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russian Federation). The Subject of Art History in the Context of the Revolutions of Humanities in the Last Third of the 20th Century
Интеллектуальные революции в области гуманитарного знания ХХ века: культурные повороты, междисциплинарность, гендерные исследования, постколониальная теория и многое другое порой воспринимаются искусствоведческим сообществом как удаленные контексты предметного знания. Тогда как самым острым вопросом, относящимся к переосмыслению самой исследовательской работы, связанным с появлением новых подходов, можно считать как раз вопрос о предмете наук об искусстве. Как выглядит консенсус сообщества в отношении необходимости или незначительности акцентирования специфичности предметного поля наук об искусстве в контексте современного гуманитарного знания? Как науки об искусстве откликаются на аксиоматику и этику критической теории? Источниками для исследования, чьи результаты планируется представить во время доклада станут, как антологии ключевых теоретических текстов наук об искусстве последних десятилетий, так и дискуссии о предмете искусствознания в ведущих журналах, специализирующихся на публикациях в области актуальных теорий культуры.
Этот вопрос и его очертания затрагивает как сообщество историков и теоретиков искусства, так и критиков и художников, то есть, всех без исключения, вовлеченных в процессы и практики, апеллирующие как к актуальным теоретическим или политическим контекстам, так и к особому художественному опыту.
Как помыслить историю новейшего искусства, не попав в ловушки микроистории, истории идей, истории эмоций, истории активизма или истории субкультур, если ключевыми текстами по истории искусства сегодня можно считать не только тексты критиков и кураторов Николя Буррио или Хэла Фостера, но и таких теоретиков как Джудит Батлер, Рашид Араин, Хоми Бхабха, Элен Сиксу, Лаура Малви. Доклад представляет промежуточные результаты продолжающегося исследования и предполагает разметку предварительного контура существующих в нынешней актуальной теории искусства возможностей концептуализации предмета наук об искусстве.
критическая теория, предмет искусствознания, теория современного искусства
critical theory, field of study, contemporary art theory