ВОРОНИНА ОКСАНА ЮРЬЕВНА (Московский музей современного искусства, Российская Федерация). Адольф Гильдебранд, Владимир Фаворский и художники Общества станковистов в русле переоценки идеи «тактильного»
OKSANA VORONINA (Moscow Museum of Modern Art, Russian Federation). Adolf von Hildebrand, Vladimir Favorsky and the Easel Painters’ Society: Revaluating the Tactile
Художники Общества станковистов (1925–1932) активно апеллировали к осязанию, экспериментируя не только с разной фактурой, но и с различными свойствами пространственной среды, заставляющей изображение вибрировать, утяжеляться, слоиться, демонстрировать всепроникающие токи света и энергии. Остовские персонажи подвергаются испытаниям: зависают в прыжке, измеряют искривления пространства, когда их тела сжимаются, растягиваются, превращаются в чувствительные «улавливатели» внешних импульсов, когда конвульсивно-напряженные пальцы пытаются «зацепиться» в текучем и изменчивом настоящем.
Во всем этом можно усмотреть плоды переоценки тактильного, которая произошла в культуре на рубеже XIX–XX веков и нашла отражение, в частности, в работах Адольфа Гильдебранда и Бернарда Беренсона. Акцентирование связи осязания и зрения в качестве художественной задачи оказалась важна и для живописи, и для науки об искусстве.
Основополагающий текст формальной школы «Проблемы формы в изобразительном искусстве» (1893), написанный Адольфом Гильдебрандом, стал известен в России в 1914 году в переводе Николая Розенфельда и Владимира Фаворского. Последнему же суждено было создать фундаментальную теорию композиции, на которую впоследствии опиралась большая традиция отечественного искусства и которая определенно повлияла на сложение творческого метода художников Общества станковистов, поскольку многие из них были непосредственными учениками Фаворского во ВХУТЕМАСе.
В докладе будет прослежено, как в контексте отечественной культурной ситуации, параллельно с идеями русской формальной школы («искусство должно ощущаться», «искусство как прием», — идея, заимствованная из спортивной борьбы) и др., развивалась теория тактильного зрения Гильдебранда, как она была переосмыслена Фаворским и реализована художниками ОСТа в живописи, претендовавшей на роль «искусства будущего».
Цель доклада состоит в выяснении того, как именно работает тактильная идея в искусстве Общества станковистов, которая полностью отвечает установке Фаворского — понимать пространство в качестве объекта живописи.
Исследование в подобном ракурсе не проводилось. Его результаты помогут обнаружить живой «нерв» экспериментального художественного поля 1920-х годов, который связывал важнейшую для ХХ века теорию первичности осязания в изобразительном искусстве и само искусство.
Общество станковистов, ОСТ, А. Гильдебранд, В.А. Фаворский, тактильное, связь осязания и зрения, свойства пространства, пространство как объект живописи, формальная школа, искусство должно ощущаться
Easel Painters’ Society, OST, Adolf von Hildebrand, Vladimir Favorsky, tactile sensation, connection of sight and tactile perception, properties of spatial environment, space as the object of painting, formalist methodology, art should be felt