Актуальные проблемы теории и истории искусства

ФОМЕНКО АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). О современной пасторали

ANDREY FOMENKO (Saint Petersburg State University, Russian Federation). About Contemporary Pastoralism

В языке современной критики и теории искусства нередко происходит возрождение «архаичных», вышедших из употребления понятий, которые наполняются новым значением и используются для описания новых художественных явлений. Пастораль — одно из таких понятий. Классическая пастораль, берущая начало в буколической поэзии античности, воспевала естественную простоту сельской жизни, образцовым воплощением которой служит фигура пастуха. В литературе пасторальный жанр часто связан со стилизацией: текст имитирует «подлинные» песни пастухов, которые, однако, изъясняются высоким слогом и демонстрируют благородные чувства и помыслы. По словам Уильяма Эмпсона — критика, который впервые использовал это понятие по отношению к современной литературе, — в основе пасторали лежит идентификация автора, ставящего перед собой самые высокие эстетические и моральные цели, с «простым человеком» — носителем универсальных истин, верных для всех и каждого («Некоторые версии пасторали»). В трактовке эмпсоновской концепции, предложенной Томасом Кроу в статье «Простая жизнь: пасторализм и устойчивость жанра в современном искусстве», ключевую роль играет не столько перенос качеств благородного человека на человека простого и наоборот, сколько объединение возвышенной авторефлексивной абстракции, которая выступает как современная наследница классического жанра «исторической живописи», с общечеловеческими мыслями и переживаниями, что позволяет преодолеть тесные рамки «высокого жанра». Согласно Кроу, современная пастораль работает путем идентификации с «простым человеком», далеким от проблематики модернистского искусства, и вообще с широкой реальностью, выходящей за границы узкоэстетического опыта. Прекрасным примером этого подхода служат работы некоторых современных казахстанских и среднеазиатских художников — таких, как Саид Атабеков, Виктор и Елена Воробьевы, Ербосын Мельдибеков и Александр Угай; кроме того, эти работы позволяют сохранить связь пасторали с ее конкретными, историческими жанровыми маркерами.

пастораль, модернизм, современное искусство, искусство Казахстана, искусство Средней Азии, реализм, жанр, абстракция

pastoral, modern and contemporary art, art of Middle Asia, art of Kazakhstan, genre, realism, abstraction