Актуальные проблемы теории и истории искусства

СТЕПАНОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Российская Федерация). Деавтономия постчеловеческого воображения: новые направления в теории искусства

MIKHAIL STEPANOV (Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Russian Federation). The De-Autonomy of Post-Human Imagination: New Directions in the Theory of Art

В докладе раскрывается проблема деавтономии как сущностной черты произведения искусства. В этом понятии фиксируется принципиальная «неавтономность» существования искусства, ситуативность действий, взаимозависимость контекстов, взаимопроникновение и взаимосвязь сред. Эта проблема приобретает всё большее значение в технологической реальности, как связывающей, так и разобщающей элементы мира, что находит своё отражение в искусстве и требует теоретического осмысления.

Воплощение объектов цифровой реальности в физической среде, где вместо экранных образов возникают картины, инсталляции, скульптуры и иные сложные объекты, требует обновленного теоретического подхода. Становится очевидна взаимосвязь сложной экосистемы постоянной материальной трансформации объектов.

Человек «делегировал» машинам многие способности. Взгляд камеры уже не привязан к точке зрения субъекта. Это пристальный взгляд (gaze), но пристальный взгляд «объекта». Согласно М.Фуко, мы до такой степени интериоризировали пристальный взгляд Другого в нашу собственную субъективность, что для поддержания этой системы больше не требуется никакого надзирателя.

В современной художественной практике подвергается сомнению человеческая «автономная способность к действию», «agency» (недостаточно точно передаваемая на русский язык как «агентность», поскольку при таком калькировании предполагается некое представительство, делегирование полномочий и т.д.). Меняется угол зрения, ставится вопрос не о реалистичности действия, а о том, кто или что является его источником. Речь должна вестись не о представительстве и делегировании, а о субъектности нечеловеческого.

Различные системы распознавание объектов, базирующиеся на нейросетях, механизмы контроля, и, наконец, системы определения лиц, так называемое «техническое зрение», позволяющее обнаруживать, отслеживать и классифицировать объекты, служат тому, чтобы контролировать действия. Действия принадлежат телам и в этой связи следует говорить о «возвращении» к человеческому телу как к сложному, но невидимому комплексу актов коммуникации и восприятия, выходящему за пределы физического.

Когнитивисты (А. Дамасио) вслед за феноменологами (М. Мерло-Понти) убедительно показали, что интеллектуальное понимание и когнитивные навыки всегда телесно детерминированы. Процессы восприятия и познания являются циклическим или самоусиливающимися. Таким образом, цифровые и нецифровые объекты являются выражением опыта, но само это выражение воплощается через акт восприятия.

Коммуникация между зрителем, произведением искусства и автором основывается на общих для них структурах воплощенного опыта. Мы воспринимаем реальность всем телом, и образы влияют на нас раньше, чем мы успеваем обрабатывать или подсознательно идентифицировать когнитивную информацию, поскольку ни один из органов чувств никогда не работает изолированно.

Постчеловеческое воображение описывает культурную ситуацию, когда воображение основывается на телесности, имеющей опыт взаимодействия со складывающейся новой визуальностью и цифровой материальностью, когда опыт видения и мышления машин становится человеческим опытом. Их автономность подвергается сомнению.

деавтономия, воображение, постчеловеческое, телесность, материальность, агентность

de-autonomy, agency, imagination, post-human, materiality, corporeality