Тема vanitas играла важную роль в культуре немецкого Возрождения. Ее воплощением стала мысль о скоротечности жизни и о необходимости сохранять память о человеке после смерти. Кроме того, проявлением темы vanitas стала вера в зависимость судьбы человека от причуд Фортуны.
Официальное искусство императора Максимилиана I Габсбурга исследователи часто рассматривают с точки зрения политических амбиций императора, не уделяя внимания значимой для культуры этого периода теме vanitas. Придворный гуманист Максимилиана I К. Цельтис и А. Дюрер, исполнитель художественных заказов императора, отмечали, что именно литература и изобразительное искусство способны сохранить память о человеке после смерти. Сам Максимилиан I подчеркивал, что созданные и заказанные им произведения призваны его увековечить. Эта идея сама по себе является ярким проявлением темы vanitas, понятой как необходимость поддерживать память о человеке.
В портретах императора, снабженных текстами в духе древнеримских эпитафий, отразилось стремление зафиксировать его облик. Желание увековечить деяния императора привело к созданию автобиографических сочинений «Тойерданк» (1517) и «Вайсскуниг» (1516–1519 гг.) и серий ксилографий «Триумфальная процессия» (1516–1519 гг.) и «Триумфальная Арка» (1515 г.). В них прославлен не только сам император, но и многие его родственники, уже умершие к моменту создания текстов и иллюстраций. При этом авторы произведений изображают этих персонажей как в виде погребальных статуй, так и в облике живых людей, будто придавая им тем самым вечную жизнь.
Тема Фортуны, еще один вариант темы vanitas, также отражена в упомянутых выше памятниках. В композиции «Триумфальной Арки» и в иллюстрациях к поэме «Тойерданк» (1517) встречаются мотивы, напоминающие о непостоянстве удачи и о счастливом случае, приходящем на помощь императору.

 PDF

Никто в истории отечественного коллекционирования не являлся столь страстным поклонником искусства эпохи Ренессанса, как представители дворянского рода Строгановых. Родоначальник обширного западноевропейского собрания Александр Сергеевич Строганов еще в 1793 г. издал первый в России каталог художественной коллекции, собирание которой началось в 1750-е гг. Разделенный по школам, каталог насчитывал 87 полотен, тогда как в 1800 г. в него входили описания уже 116 картин, 16 из которых — творения мастеров Возрождения. Среди них: произведения Андреа дель Сарто, Бронзино, Корреджо, Карраччи, Прокаччини, Скедоне.
Представитель другой ветви Строгановых — С. Г. Строганов (1794–1882), ставший наследником коллекции Строгановского дворца, продолжил начинания своего знаменитого родственника. С. Г. Строганову удалось не только собрать великолепную коллекцию картин раннего Возрождения, но и передать свой интерес детям.
Коллекция П. С. Строганова включала «Поклонение младенцу Христу» Ф. Липпи, «Снятие с креста» Чима да Конельяно, а также произведения Я. Пальмы мл., Себастьяно дель Пьомбо, Д. Ф. Майнери. Около 100 из них сегодня хранится в Тамбовской областной картинной галерее.
В знаменитом римском собрании Г. С. Строганова, жившего с 1878 г. в Риме, находились такие шедевры, как «Мадонна с младенцем» Пинтуриккио, «Мадонна» Дуччо, реликварий фра Беато Анжелико, «Мадонна» Симоне Мартини, «Св. Андрей» Доменикино и многие другие — и только пяти из них было суждено попасть, согласно завещанию Г. С. Строганова 1911 г., в Эрмитаж.
В 1931 г. в Берлине прошла распродажа строгановской коллекции, санкционированная советским правительством. Тщательное изучение базы данных Гетти-института, Фонда Кросса, Фонда Дзери и каталогов ведущих аукционных домов помогло в поиске «потерянных» шедевров из бывшей коллекции Строгановых.
Коллекционирование Строгановыми произведений Возрождения вызвало волну интереса в среде русской аристократии XIX–XX вв. к искусству данного времени и стало примером художественного собирательства. В наше время шедевры этой коллекции остаются неотъемлемой частью многих российских музейных собраний.

 PDF

Сообщение посвящено научному наследию выдающегося представителя ленинградской школы искусствознания XX в. — Т. П. Знамеровской. Целью данной работы является выявление ключевых проблем искусства итальянского Возрождения, которые она исследовала в своих работах. Изучение этого вопроса позволяет расширить представление о путях развития отечественной истории искусства в XX в.
Базой для исследования являются опубликованные статьи и монографии автора, а также материалы личного архива из фондов Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, включающего неизданные работы Т. П. Знамеровской «Гений гармонии», «„Жизнерадостное свободомыслие“ Ренессанса», «К. Маркс и Ф. Энгельс о реализме в искусстве (к вопросу о сущности и берегах реализма)» и др. Особый интерес представляет переписка автора с отечественными исследователями (В. Н. Лазарев, Ю. Б. Виппер, М. В. Алпатов, А. С. Самойло) и зарубежными специалистами.
Круг вопросов, к которым обращалась Т. П. Знамеровская в своих исследованиях, разнообразен. Особое внимание автор уделяет теоретическому осмыслению ренессансной культуры и художественного творчества. Это, в первую очередь, идейные истоки Возрождения, его философские основы и социальная база итальянского искусства данного периода (проблема народности). Вопрос о том, какая часть общества являлась носителем ренессансного мировоззрения, был актуален в 50-е — 60-е гг. XX в. и обсуждался в теории искусства и литературоведении. Параллельно автором ставится вопрос о нижней границе Возрождения, а также оспаривается общепринятое в советском искусствознании представление о реализме как творческом методе мастеров итальянского Ренессанса.
Таким образом, в результате проведенного исследования было определено значение взглядов Т. П. Знамеровской для формирования представлений о Возрождении в советском искусствознании.

 PDF

Одна из важнейших проблем современной истории искусства — огромное количество текстов, созданных в рамках этой дисциплины. Эти тексты определяют наше знание истории искусства и ее интерпретации, в основном, косвенным образом. Однако важно понимать, кто на самом деле «говорит», когда выражается мнение о том или ином произведении или периоде истории искусства. Поэтому в последние десятилетия поиск смысла и происхождения искусствоведческого дискурса стал предметом исследования. Говоря об искусствоведческом дискурсе я имею в виду вполне устоявшийся и принятый набор правил, которые в том числе описывают, что такое искусство и как оно существует, каковы отношения между художником, искусством и миром/обществом, как и почему они изменяются. Поэтому дискурс следует понимать как действие, постоянно формирующее обсуждаемый предмет.
Мой доклад будет посвящен сочинениям о местном ренессансе в Эстонии в XIX–XX вв. Дискуссии о ренессансе в Эстонии были частью некогда животрепещущего вопроса европейской историографии, проблемы «Северного Возрождения». В XIX в. прибалтийско-немецкие искусствоведы-любители начали создавать список ценных произведений местного ренессанса, что продолжали делать и в 1920–1930-е гг. представители академической науки. В советское время в Эстонии история ренессанса была переписана в соответствии с марксистско-ленинским дискурсом исторического материализма и реализма. В этот период можно выделить два этапа: сталинский и «хрущевская оттепель».
Моя цель — подвергнуть критическому исследованию политические, идеологические и культурные ограничения, которые определяли процесс создания трудов по истории искусства в разные периоды, проследить, как они переплетались и взаимодействовали с признанными искусствоведческими методами и в конце концов определили искусствоведческую интерпретацию ренессанса. Базируясь на текстах и привлекая произведения искусства, я постараюсь продемонстрировать, какие социальные, культурные и эстетические ценности приписывались искусству и архитектуре ренессанса и, тем самым, какой образ ренессанса эти тексты доносили до читателя.

 PDF