Никто в истории отечественного коллекционирования не являлся столь страстным поклонником искусства эпохи Ренессанса, как представители дворянского рода Строгановых. Родоначальник обширного западноевропейского собрания Александр Сергеевич Строганов еще в 1793 г. издал первый в России каталог художественной коллекции, собирание которой началось в 1750-е гг. Разделенный по школам, каталог насчитывал 87 полотен, тогда как в 1800 г. в него входили описания уже 116 картин, 16 из которых — творения мастеров Возрождения. Среди них: произведения Андреа дель Сарто, Бронзино, Корреджо, Карраччи, Прокаччини, Скедоне.
Представитель другой ветви Строгановых — С. Г. Строганов (1794–1882), ставший наследником коллекции Строгановского дворца, продолжил начинания своего знаменитого родственника. С. Г. Строганову удалось не только собрать великолепную коллекцию картин раннего Возрождения, но и передать свой интерес детям.
Коллекция П. С. Строганова включала «Поклонение младенцу Христу» Ф. Липпи, «Снятие с креста» Чима да Конельяно, а также произведения Я. Пальмы мл., Себастьяно дель Пьомбо, Д. Ф. Майнери. Около 100 из них сегодня хранится в Тамбовской областной картинной галерее.
В знаменитом римском собрании Г. С. Строганова, жившего с 1878 г. в Риме, находились такие шедевры, как «Мадонна с младенцем» Пинтуриккио, «Мадонна» Дуччо, реликварий фра Беато Анжелико, «Мадонна» Симоне Мартини, «Св. Андрей» Доменикино и многие другие — и только пяти из них было суждено попасть, согласно завещанию Г. С. Строганова 1911 г., в Эрмитаж.
В 1931 г. в Берлине прошла распродажа строгановской коллекции, санкционированная советским правительством. Тщательное изучение базы данных Гетти-института, Фонда Кросса, Фонда Дзери и каталогов ведущих аукционных домов помогло в поиске «потерянных» шедевров из бывшей коллекции Строгановых.
Коллекционирование Строгановыми произведений Возрождения вызвало волну интереса в среде русской аристократии XIX–XX вв. к искусству данного времени и стало примером художественного собирательства. В наше время шедевры этой коллекции остаются неотъемлемой частью многих российских музейных собраний.

 PDF