Сообщение посвящено научному наследию выдающегося представителя ленинградской школы искусствознания XX в. — Т. П. Знамеровской. Целью данной работы является выявление ключевых проблем искусства итальянского Возрождения, которые она исследовала в своих работах. Изучение этого вопроса позволяет расширить представление о путях развития отечественной истории искусства в XX в.
Базой для исследования являются опубликованные статьи и монографии автора, а также материалы личного архива из фондов Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, включающего неизданные работы Т. П. Знамеровской «Гений гармонии», «„Жизнерадостное свободомыслие“ Ренессанса», «К. Маркс и Ф. Энгельс о реализме в искусстве (к вопросу о сущности и берегах реализма)» и др. Особый интерес представляет переписка автора с отечественными исследователями (В. Н. Лазарев, Ю. Б. Виппер, М. В. Алпатов, А. С. Самойло) и зарубежными специалистами.
Круг вопросов, к которым обращалась Т. П. Знамеровская в своих исследованиях, разнообразен. Особое внимание автор уделяет теоретическому осмыслению ренессансной культуры и художественного творчества. Это, в первую очередь, идейные истоки Возрождения, его философские основы и социальная база итальянского искусства данного периода (проблема народности). Вопрос о том, какая часть общества являлась носителем ренессансного мировоззрения, был актуален в 50-е — 60-е гг. XX в. и обсуждался в теории искусства и литературоведении. Параллельно автором ставится вопрос о нижней границе Возрождения, а также оспаривается общепринятое в советском искусствознании представление о реализме как творческом методе мастеров итальянского Ренессанса.
Таким образом, в результате проведенного исследования было определено значение взглядов Т. П. Знамеровской для формирования представлений о Возрождении в советском искусствознании.

 PDF