Одна из важнейших проблем современной истории искусства — огромное количество текстов, созданных в рамках этой дисциплины. Эти тексты определяют наше знание истории искусства и ее интерпретации, в основном, косвенным образом. Однако важно понимать, кто на самом деле «говорит», когда выражается мнение о том или ином произведении или периоде истории искусства. Поэтому в последние десятилетия поиск смысла и происхождения искусствоведческого дискурса стал предметом исследования. Говоря об искусствоведческом дискурсе я имею в виду вполне устоявшийся и принятый набор правил, которые в том числе описывают, что такое искусство и как оно существует, каковы отношения между художником, искусством и миром/обществом, как и почему они изменяются. Поэтому дискурс следует понимать как действие, постоянно формирующее обсуждаемый предмет.
Мой доклад будет посвящен сочинениям о местном ренессансе в Эстонии в XIX–XX вв. Дискуссии о ренессансе в Эстонии были частью некогда животрепещущего вопроса европейской историографии, проблемы «Северного Возрождения». В XIX в. прибалтийско-немецкие искусствоведы-любители начали создавать список ценных произведений местного ренессанса, что продолжали делать и в 1920–1930-е гг. представители академической науки. В советское время в Эстонии история ренессанса была переписана в соответствии с марксистско-ленинским дискурсом исторического материализма и реализма. В этот период можно выделить два этапа: сталинский и «хрущевская оттепель».
Моя цель — подвергнуть критическому исследованию политические, идеологические и культурные ограничения, которые определяли процесс создания трудов по истории искусства в разные периоды, проследить, как они переплетались и взаимодействовали с признанными искусствоведческими методами и в конце концов определили искусствоведческую интерпретацию ренессанса. Базируясь на текстах и привлекая произведения искусства, я постараюсь продемонстрировать, какие социальные, культурные и эстетические ценности приписывались искусству и архитектуре ренессанса и, тем самым, какой образ ренессанса эти тексты доносили до читателя.

 PDF