Тема vanitas играла важную роль в культуре немецкого Возрождения. Ее воплощением стала мысль о скоротечности жизни и о необходимости сохранять память о человеке после смерти. Кроме того, проявлением темы vanitas стала вера в зависимость судьбы человека от причуд Фортуны.
Официальное искусство императора Максимилиана I Габсбурга исследователи часто рассматривают с точки зрения политических амбиций императора, не уделяя внимания значимой для культуры этого периода теме vanitas. Придворный гуманист Максимилиана I К. Цельтис и А. Дюрер, исполнитель художественных заказов императора, отмечали, что именно литература и изобразительное искусство способны сохранить память о человеке после смерти. Сам Максимилиан I подчеркивал, что созданные и заказанные им произведения призваны его увековечить. Эта идея сама по себе является ярким проявлением темы vanitas, понятой как необходимость поддерживать память о человеке.
В портретах императора, снабженных текстами в духе древнеримских эпитафий, отразилось стремление зафиксировать его облик. Желание увековечить деяния императора привело к созданию автобиографических сочинений «Тойерданк» (1517) и «Вайсскуниг» (1516–1519 гг.) и серий ксилографий «Триумфальная процессия» (1516–1519 гг.) и «Триумфальная Арка» (1515 г.). В них прославлен не только сам император, но и многие его родственники, уже умершие к моменту создания текстов и иллюстраций. При этом авторы произведений изображают этих персонажей как в виде погребальных статуй, так и в облике живых людей, будто придавая им тем самым вечную жизнь.
Тема Фортуны, еще один вариант темы vanitas, также отражена в упомянутых выше памятниках. В композиции «Триумфальной Арки» и в иллюстрациях к поэме «Тойерданк» (1517) встречаются мотивы, напоминающие о непостоянстве удачи и о счастливом случае, приходящем на помощь императору.

 PDF