Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна
Санкт-Петербургский государственный университет, Россия
Центральным сюжетом доклада является картина петербургского художника Вячеслава Михайлова «Тондо. Площадь Испании» (2002), выбранная в качестве эмблемы конференции 2015 г.
В плюрализме суждений, свойственной постмодернизму художественной критики, ведущие российские искусствоведы Д. Сарабьянов, М. Герман, В. Турчин сходятся во мнении относительно творчества Вячеслава Михайлова, в котором видят напряженную содержательность философии в живописи, зачастую воплощенную в абстрактную форму. Мощная классическая традиция, насыщенная острой эмоциональностью, свойственная художнику, сообщает его произведениям (среди которых и «Тондо») максимальную конкретность, генерирующую быстро сменяющиеся образы и оставляющую ощущение необыкновенной целостности. Спектр сложных детерминированных аллюзий, возникающих от картины, определил ее выбор в качестве эмблемы конференции, связанной с идеей ренессанса в искусстве. Явственные и латентные коннотации продиктованы самой формой круга и заданной цветовой композицией. Богатство и разработанность фактуры дает эффект максимальной приближенности восприятия, так что монументальное произведение становится фрагментом грандиозного полотна самой эпохи.