В своей книге «Мать Земля и Царь Город», С. Д. Домников предлагает взгляд на город как на место создания «универсальной надлокальной традиции» и синоним власти, направленной из центра на периферию. В противоположность тому, крестьянский мир тяготеет к примату локальной традиции, воспринимая окружающий мир как враждебный хаос. Эта оппозиция города и деревни нашла свое отражение и во взглядах на идеальное устройство общества, особенно характерных в свете эсхатологических настроений начала ХХ в. Город как совершенная иерархия, и община как совершенное согласие.
Специфика художественной жизни России в этот период определяет расширительное толкование живописи. Для целого ряда художников живопись представлялась не только как создание объектов материальной культуры, но и как жизнестроительная практика, основанная на функционировании художественных ценностей в обществе и тотально влияющая на его формирование. В их числе особый интерес представляют П. Филонов и Е. Честняков, оба понимающие свое творчество как социальное служение; П. Филонов в городе и Е. Честняков в деревне.
Художественный язык Филонова и Честнякова, несмотря на академическую школу, принципиально обращен к примитиву. Примитивизм в искусстве с XVIII в. оставался вплоть до середины века XX в. классической парадигмой и воспринимался скорее как идея, не связанная с конкретными визуальными источниками, что объясняется тем, что понятие «примитив» было во многом связано с восприятием конкретного автора. Это приводит к утверждению примитивизма в границах классической традиции в парадоксально неклассических формах. Парадоксальных потому, что в рамках классической традиции неклассическая форма подразумевает только отрицание иллюзионистического подобия, оставляя в стороне все остальные качества примитива. Это позволило использовать язык примитива для выражения сложных жизнестроительных концепций.
Скрытая полемика социальных концепций — «Победитель города» П. Филонова как торжества личности, преодолевающей индустриальную анонимность и иерархичность мегаполиса, и «Город всеобщего благоденствия» Е. Честнякова как торжество общины.

 PDF