Пацей Анастасия Владимировна
Музей нонконформистского искусства; Санкт-Петербургская Арт-резиденция, Россия
Художественные резиденции, или «арт-резиденции», ведут свою историю со второй половины XVII в., когда Французская академия живописи и скульптуры создала “Римскую премию” (фр. Prix de Rome), позволявшую выдающимся художникам совершить поездку в Рим.
В течение XX в. арт-резиденции появляются в музеях, галереях и образовательных учреждениях по всему миру и начинают играть важную роль в международном культурном процессе. В результате последовательной институционализации арт-резиденций формируются профессиональные союзы, участие в резиденциальных программах становится доступно более широкому кругу творческих деятелей и приобретает самые разнообразные формы. Интенсивное развитие арт-резиденций свидетельствует о возрастающей популярности данного формата работы, а также отражает важные изменения, происходящие в современной культуре в глобальном контексте.
Сегодня функции «арт-резиденций» постоянно расширяются и выходят далеко за рамки традиционного культурного обмена и совершенствования профессиональных навыков.
Формирование новых культурных и общественных ценностей в России после 1991 г. сыграло важную роль в развитии отечественных арт-резиденций. Учреждения культуры добились большей независимости, значительно увеличилась мобильность специалистов, были созданы необходимые условия для стабильного международного обмена.
Современная Россия до сих пор остается «экзотическим» направлением для многих специалистов, поэтому возможность работать здесь в рамках арт-резиденции привлекает огромное внимание международного профессионального сообщества. В контексте актуальной политической ситуации арт-резиденции являются эффективным инструментом сотрудничества в сфере культуры и искусств и играют важную роль в поддержании мирового культурного баланса.
Данный доклад представляет обзор существующих сегодня отечественных программ арт-резиденций, тенденции и перспективы их развития в современном российском контексте.