В современной науке об искусстве (труды Михаила Ямпольского, Джонатана Крэри) образ художника нового и новейшего времени (с XIX в.) нередко ассоциируется с типом коллекционера, архивариуса, старьевщика, фланера, травести. Такие параллели понятны, если учесть само изменение системы зрения нового и новейшего времени в сравнении с классическим. Вот что пишет Джонатан Крэри в книге «Техники наблюдателя»: «…Уничтожая поле классического видения, императивы капиталистической модернизации создавали техники навязывания визуальной внимательности, рационализации ощущения и управления восприятием. Это были дисциплинарные техники, требовавшие создания идеи визуального опыта как чего-то инструментального, модифицируемого и по существу абстрактного, и никогда не дававшие миру возможность обрести цельность или неизменность. Как только видение было локализовано в эмпирической непосредственности тела наблюдателя, оно стало принадлежать времени, потоку, смерти» (перевод Дмитрия Потемкина). Постоянная циркуляция визуальных образов по аналогии с циркуляцией рыночной стоимости товаров девальвирует правду и истину художнического видения. По мнению Михаила Ямпольского, лавка старьевщика — хороший аналог такому видению, которое он вслед за Сартром назвал «панорамным». Это сознание, «не различающее между существенным и несущественным, а как бы панорамно фиксирующее все подряд (лавка старьевщика — это культурный продукт такого недискриминирующего сознания)».
Выпасть из кругооборота рыночной неподлинности увиденных вещей помогает кри­тическая в отношении к ним дистанция. Она может быть оформлена в качестве некоего тотального архива зафиксированных «ходячих» на рынке смыслов. Тогда это стратегия концептуалиста-архивариуса. Она может быть инкорпорирована в подобие травестийного спектакля о художнике-старьевщике, отыскивающем под слоем медийного и консюмеристского хлама крупицы истины и правды. Тогда это стратегия тактильного воссоздания миров отчужденного от нас историей и некими заболтанными до догм и клише искусства. Этой стратегии успешно следует молодой художник Ян Тамкович.

 PDF