Васильев Виталий Васильевич
Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, Россия
В современных социально-политических условиях особую актуальность приобретает задача утверждения идеалов национального самосознания, на основе культурных образцов, составляющих вековую национальную традицию. Дальнейший отечественный прогресс невозможен без глубокого осознания значимости духовных ценностей.
Поиск и определение демократичных форм и методов вовлечения населения в процесс культурного созидания и массового творчества остается непреходящей задачей общественной педагогики. Определить и утвердить степень значимости традиционной культуры в контексте современных социально-экономических реформ — значит решить важнейшую общественно-педагогическую задачу, служащую духовному оздоровлению нации, нравственно-этическому и культурному обновлению общества.
Нынешнее состояние сохранности и перспективы возрождения и развития семейно-бытовых, культурно-досуговых, общественно-гуманистических и предметно-материальных традиций на пике новейшей истории мы и рассматриваем как цель исследования.
Внедряя продуктивную культуротворческую практику, служащую утверждению высоких нравственных идеалов, мы решаем важнейшую задачу формирования гражданской идентичности личности, целостного отношения человека к социальному и природному миру, позитивного мировосприятия в целом, установления баланса индивидуальных и общественных интересов граждан.
В вековой российской истории вопрос особенностей национального самосознания россиян — один из сложнейших аспектов философских и культурологических дискуссий. Несмотря на исторически утвердившуюся веротерпимость, имевшую примеры в самых разных проявлениях, религиозно-нравственные основы России формировались в немалых противоречиях. Вне зависимости от временной дистанции, разделяющей Русь дохристианскую, Русь киевскую, допетровскую и Россию просвещенного монаршества, в культурной природе всех названных исторических периодов имеется некая фольклорная характерность, отличающаяся устойчивым языческим окрасом, находящаяся в непременном столкновении с основополагающими типическими составными официальной православной идеологии. Пестротой религиозного сознания и бытовой ассимиляцией христианства называл В. О. Ключевский духовные борения старого и нового, высокого и низкого в сознании православных русичей. Фольклор, в равной степени как и православие, формировал фундамент культурного русского самосознания, привнося и слагая своими множественными частицами ту основу, на которой высится русский дух и национальный характер.