Данилов Евгений Сергеевич
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия
Шартрский кафедральный собор XIII в. является жемчужиной готической архитектуры. Он известен в первую очередь своими башнями, цветными витражами и скульптурным убранством. Нотр-Дам де Шартр имеет девять порталов. Обратим внимание на северный фасад собора. Здесь, на шестой арке левого портала, расположены четырнадцать фигур, изображающих общественные и личные добродетели. В их числе — Securitas. Персонифицированная Безопасность представлена в виде молодой женщины. Постараемся определить семантику ее атрибутов и место самой аллегории в этических концепциях западноевропейского средневековья.
Традиционно считается, что источником для создания четырнадцати «шартрских добродетелей» послужила «Liber de sancti Anselmi similitudinibus». Эдмер Кентерберийский, предполагаемый автор этой книги, представляет следующий перечень: «Partes enim beatitudinis sunt pulchritudo, agilitas, fortitudo, libertas, sanitas, voluptas, longaevitas, sapientia, amicitia, concordia, honor, potestas, securitas, gaudium» (cap. XLVIII). Список Эдмера идентичен поясняющим надписи неизвестного скульптора, за одним исключением — у ученика святого Ансельма вместо «velocitas» присутствует «agilitas».
Возвращаясь к Секуритас, отметим, что рассматриваемая статуя почти не имеет ярко выраженных отличительных черт. Еле уловимая улыбка; волнистые волосы, ниспадающие на плечи; наличие короны, платья с драпировкой, знамени и щита сближают ее с некоторыми другими образами собора. Унификация нарушается лишь в одной детали — щитовой эмблеме. На щите Безопасности запечатлен замок. Поскольку статуя находится в пределах христианского храма, то можно предположить, что замок символизирует Небесный Иерусалим. Святой город описывается в Библии как неприступная крепость, где будет безопасно и счастливо обитать спасенное человечество (Откр. 21).
Безопасность как божественный дар имеет демоническую противоположность в виде Страха, мучающего грешников. Мотив противостояния Securitas и Timor присутствует не только в сочинении Эдмера (De similitudinibus, LXIX). Он довольно подробно освещен в труде Гильома Коншского (Moralium dogma philosophorum, I. C. 3), представителя Шартрской школы философии.
Шартрская Секуритас несколько аскетична. Однако, в сравнении с другими изображениями Безопасности, она неповторима. Секуритас, вместе с остальными обожествленными понятиями, стоит на страже святой обители и напоминает прихожанам о том, что Церковь защищает их души от страхов Града Земного.