Творчество А. Паршкова (родился в 1947 г.) известно как на Кубани, так и за ее пределами. Однако недостаточно освещена и изучена его самобытная теория композиции. С точки зрения элементарной художественной формы теория проявляется в использовании автором определенных графических схем. Эти схемы могут быть основой неизобразительного абстрактного геометризма, отражаться в орнаменте, служить моделью пространственных отношений, либо же применяться как средство организации визуального опыта или зримого выражения той или иной идеи. В основе такого схематизма лежит тороидальная структура, которая рассматривается А. Паршковым как выражение геометрии пространства и мыслится по аналогии с полевыми и энергетическими процессами.
Универсальная структура, по мысли художника, является выражением мирового закона и связывается с архаическим мифопоэтическим мышлением. Ее проявления видятся автору в различных культурах и религиях, разных периодах и эпохах развития искусства, научных теориях. В своем стремлении к интегральности мировоззрения А. Паршков опирается на мотивы дальневосточной философии с очевидными неоплатоническими обертонами в поиске Единого. Натурфилософия в данном случае имеет поэтический характер, становится кодом универсальной метафоры, а теория композиции приобретает значение поэтики универсального.
Истоки этой поэтики и параллели к ней можно обнаружить как в раннем русском модернизме, так и среди течений позднесоветского времени. Среди таких аналогий угадываются идеи структурализма и семиотики, теории гештальта. К отправным точкам можно отнести теории В. Фаворского, П. Флоренского, а также увиденную через их призму русскую иконопись. Рассмотренная в контексте эпохи ее формирования, теория А. Паршкова может быть сопоставлена с другими попытками универсализации художественного опыта, например, чаше-купольным пространством В. Стерлигова, иературами М. Шварцмана.

 PDF