Актуальные проблемы теории и истории искусства

СИРРО СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Государственный Русский музей, Российская Федерация), СТАРЦЕВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА (Государственный Русский музей, Российская Федерация). Исследование состава художественного стекла XVIII века методом рентгенфлуоресцентного анализа

SERGEY SIRRO (State Russian Museum, Russian Federation), OLGA STARTSEVA (State Russian Museum, Russian Federation). The Study of the Composition of Art Glass of the 18th Century by X-Ray Fluorescence Analysis

Проблема неразрушающего исследования изделий из стекла давно стоит перед всеми, кому приходится сталкиваться с задачами его анализа, идентификации и датировки.

При изучении стекла неразрушающий характер рентгенфлуоресцентного анализа (РФА) представляет большие преимущества по сравнению с другими технико-технологическими методами, а портативное исполнение современных приборов не требует перемещения объектов исследования в специализированную лабораторию.

Неразрушающий анализ особенно ценен в тех областях, где недопустимо даже минимальное повреждение образца. Следует отметить, что большинство аналитических методов, которые используются учёными в России и зарубежом, требуют или перемещения предмета в специализированную лабораторию, где нет возможности соблюсти высокие стандарты музейного хранения, или необходима проба, которую чаще всего, невозможно отобрать с музейного предмета, не повредив его. Таким образом, многообразие физических и химических методов исследования оказывается сильно ограниченным. Высокая достоверность метода связана с высокой точностью измерений при малых концентрациях примесей в стекле и, следовательно, однозначным определением наличия или отсутствия интересующих нас датировочных элементов.

В процессе работы с эталонными предметами из фонда стекла, отдела декоративно-прикладного искусства Государственного Русского музея, было исследовано 264 произведений из бесцветного и цветного стекла. Кроме этого, были исследованы изделия из стекла, датируемые XIX и ХХ веком, чтобы зафиксировать различие в химическом составе стеклянной массы в разные исторические периоды.

Основными целями работы было:

1. Выявление датировочных признаков в составе стеклянной массы и лучшее понимание рецептуры стекла XVIII века.

2. Отбор объектов, состав которых не соответствует данной рецептуре и более тщательная работа над их датировкой.

3. Выявление более поздних вставок и деталей в произведениях, появившихся в процессе бытования или реставрации.

стекло, XVIII век, химический состав, РФА

glass, 18th century, chemical composition, XRF

СОРОКИНА СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА (Казанский федеральный университет, Российская Федерация). Изучение автографов художника как способ психологического исследования его личности и творчества (аспект личностной самооценки)

SVETLANA SOROKINA (Kazan Federal University, Russian Federation). Studying the Artist’s Autographs as a Method of Psychological Research of His Personality and Creativity (Aspect of Personal Self-Esteem)

Творчество испокон веков было процессом, который люди наделяли некоторой таинственностью. В разное время степень этой таинственности менялась, однако особое отношение к личности творца сохраняется и сейчас. Всем нам: зрителям, специалистам-исследователям, коллекционерам интересны не только продукты деятельности человека творческой профессии, но и его внутренний мир, профессиональная атмосфера, даже быт.

Талант творца, особенности его личности, характера, его жизненный опыт, эмоциональные переживания придают произведениям определенный личностный оттенок, некий шарм, своеобразие, создают авторскую манеру, привносят уникальность в его работы.

Интересным способом изучения психологических особенностей человека является исследование его почерка, в частности, автографа (подписи).

В искусствоведческой практике термин автограф имеет не одно значение. И отношение к этому «тексту» в разные времена также было неоднозначным. Например, в XIX веке автограф часто не воспринимался как культурная ценность, главным был музыкальный или литературный текст. В андеграунде XX века автограф признавался художественным произведением, однако считался неким «черновиком», не предназначенным для широкой публики. А вот основу богатого творческого наследия писателя З. Башири, жившего на стыке XIX–XX веков, составляют именно автографы. И сейчас автограф представляет особый научный интерес для исследования произведений в литературном контексте, является частью мирового культурного наследия.

Как бы ни менялось отношение к автографу, энергетика этих надписей, по мнению исследователя книжной культуры Михаила Сеславинского, никого не оставляет равнодушным.

Полагаем, что специального внимания заслуживает автограф именно художника, так как его в какой-то степени можно считать частью произведения. Подпись живописца выступает одним из критериев атрибуции произведения, часто является, так называемой, визитной карточкой художника.

Автором статьи накоплен опыт изучения личностной самооценки человека с применением почерковедческого анализа. В результате проведенного эмпирического исследования создан почерковый симптомокомплекс личностной самооценки. Психолого-почерковедческий анализ проводится по общим признакам почерка и позволяет выполнить психологическое портретирование.

Цель предлагаемого исследования состоит в изучении психологического портрета художника И.И. Шишкина на основе психолого-почерковедческого анализа автографов разных лет с использованием разработанного автором почеркового симптомокомплекса личностной самооценки.

анализ автографа, личность художника, личностная самооценка, почерковедение

analysis of autograph, identity of an artist, personal self-esteem, handwriting studies

ВАСЬКО ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация), КОЛОСОВ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация). Искусство как статистический материал. Возможности применения многомерной статистики для анализа формы и декора античной керамики

DMITRII VASKO (The State Hermitage Museum, Russian Federation), VLADIMIR KOLOSOV (The State Hermitage Museum, Russian Federation). Art as a Statistical Data. Applying of the Multidimensional Statistics for Morphological Analyzing of Antique Vessels

Массовый керамический материал является важнейшим археологическим источником, и учитывая его многочисленность и разнообразие, применение статистических методов при его изучении является понятным и обоснованным. Благодаря развитию современных цифровых технологий, возможность объединить в единой базе значительный объем данных, открывает современному исследователя широкие перспективы. Более совершенные инструменты анализа позволяют точнее и строже систематизировать и упорядочить собранную информацию. При работе с античной керамикой, аналитические возможности существенно расширяются, с одной стороны, в виду высокой степени унификации и гомологичности исследуемых объектов, а с другой — благодаря большому объему имеющихся в научном обороте данных, доступных в качестве сравнительного материала. Таким образом, изучение античной художественной керамики на больших числах, позволяет апробировать разные подходы, сопоставить вновь полученные выводы с уже имеющимися наблюдениями, верифицировать результаты и применить их далее для расширения и уточнения сложившихся представлений.

В предлагаемой работе демонстрируются возможности применения современных статистических методов на примере анализа краснофигурных пелик IV в. до н.э., так называемого «керченского стиля». Методической основой исследования явились методы геометрической морфометрии, кластерный анализ и метод анализа главных компонент, реализованные в программах Statisticа, tpsDig2 и MorphoJ. Основной целью работы была оценка сходства объектов по морфологическим признакам.

В результате анализа были прослежены основные различия в размерах, пропорциях и форме сосудов, а также в особенностях их декоративного оформления. Из общего числа параметров были выявлены наиболее значимые, прослежены закономерности в дифференциации сосудов на основе этих характеристик и получены данные о наиболее часто встречающихся вариантах. Морфологические различия были сопоставлены с данными хронологии, в результате чего, была получена общая картина изменений в составе пелик, на протяжении IV в. до н.э.

статистические методы, краснофигурные пелики

statistical methods, red-figure pelikai

ПОЛЕЖАЕВА КСЕНИЯ ОЛЕГОВНА (Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация). Арт-криминалистика: проблема междисциплинарности

KSENIYA POLEZHAEVA (Russian State University for the Humanities, Russian Federation). Art Forensics: The Problem of Interdisciplinarity

Можно предположить, что историю противоправных деяний в отношении предметов искусства следует отсчитывать с того момента, когда подобные предметы возникли — то есть, со времён первобытного общества. Ввиду отсутствия комплекса достоверных источников мы не можем подтвердить данную гипотезу применительно к столь раннему периоду, однако касательно общества античного мы можем утверждать: правонарушения в отношении предметов искусства существовали. Другой вопрос, что подчас они не выделялись в отдельные квалифицированные составы, и де юре преступлениями не являлись. Древние авторы часто сообщают о разного рода противоправных деяниях, которые с позиции современного законодательства подпадают под уголовно-правовую охрану, но редко — о наказаниях за них. Например, осквернение статуи Афродиты Книдской, о котором пишет Плиний Старший (Plin., N. H., XXXIV, 69–71), можно квалифицировать сразу по нескольким статьям УК РФ, в то время как с квалификацией в рамках правовых норм древних обществ возникнут сложности.

На сегодняшний день, когда объёмы рынка антиквариата и предметов искусства колоссальны, мы вынуждены констатировать, что число преступлений в отношении предметов искусства велико и растёт день ото дня. Чаще всего, имеют место кража таких предметов, незаконный их ввоз и вывоз, мошенничество, связанное с фальсификацией. В правоохранительных органах стран по всему миру создаются отдельные департаменты, которые специализируются на расследованиях преступлений в сфере искусства. Не отстают от практиков и теоретики: юридическая наука постепенно вырабатывает свой вокабулярий для описания этого явления.

Такие термины как “art law”, “art crime” прочно вошли в научный аппарат зарубежных учёных-правоведов. Понятие “арт-криминалистика”, по сути, является калькой с английского “art forensics” (используется также “forensic arts”). Под этим термином понимается использование тех или художественных практик при расследовании преступлений: приглашение художника для составления портрета, оператора — для тех или иных следственных мероприятий, связанных с видеозаписями, и пр.

Для отечественной правоприменительной практики термин «арт-криминалистика» является новым. Сегодня это понятие не введено в юридические словари и, по сути, научно почти не защищено. Хотя его употребление встречается в отдельных работах учёных-юристов и даже учебных курсах. Основная сложность в использовании термина связана с тем, что пока не сформулированы точные критерии, при которых его употребление корректно. Определение предмета и объекта — сущностной основы арт-криминалистики — в настоящий момент не разработано. Например, можно заявить, что под арт-криминалистикой подразумевается методика расследования преступлений с предметами искусства (в таком случае — арт- криминалистика будет соотносится с понятием “art crime”). Или можно рассматривать арт-криминалистику как некий гибрид искусствоведения и криминалистики: использование методов и средств криминалистики для решения искусствоведческих задач, а использования методов и средств искусствоведения — для решения задач криминалистики. Или заявить арт-криминалистику как подраздел истории государства и права, в котором будут изучаться письменные и визуальные источники и квалифицироваться в рамках правовых норм эпох, современных правонарушению или сообщению о нём, а также, для сравнения, согласно законодательству XXI века.

арт-криминалистика, преступления с искусством, кража, мошенничество, подделки, вандализм

art forensics, art crime, art law, theft, fraud, fakes, vandalism

БЕРЕЗИНА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). Комплексный подход в изучении произведений станковой масляной живописи на примере картины «Мадонна в кресле» XIX века

ANASTASIIA BEREZINA (The Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Russian Federation). A Complex Method of Research of an Easel Oil Painting on the Example of the 19th-Century Painting “Madonna della Seggiola”

Произведение искусства представляет собой сложный предмет, требующий всестороннего изучения. Очень редко памятники искусства доходят до нас в своем первоначальном виде. Научно-исследовательская работа — важный и неотъемлемый этап в реставрации произведений станковой масляной живописи. Наряду с традиционным историко-искусствоведческим анализом, который позволяет предположить авторство, время создания, школу живописи, оригинальность или вторичность работы, проводится комплекс технико-технологических исследований. На основе проведенных исследований строится вся последующая работа с объектом. Изучаемая картина принадлежит кисти неизвестного художника XIX века, являясь копией широко известного произведения Рафаэля Санти — «Мадонна в кресле» и представляет особый интерес, поскольку в местах утрат верхнего красочного слоя прослеживается нижний красочный слой, не соответствующий верхнему по цветам. Нижний слой очень насыщенный по тону и плотный, что позволяет сделать предположение, что он не является подмалевком, а представляет собой самостоятельный слой живописи. Для подтверждения истинности этого предположения возникает необходимость в проведении исследований.

Некоторые виды исследований могут быть проведены реставратором самостоятельно при наличии необходимого оборудования, другие же возможны только с привлечением узкого круга специалистов из других научных областей. Первым этапом было проведено исследование видимой люминесценции лака под действием УФ-лучей с целью определить сохранность лакового покрытия, а также, по возможности, выявить поздние записи и реставрационные тонировки. Было выявлено, что пленка лака люминесцирует интенсивным молочно-зеленым цветом. Свечение лака равномерное с небольшими потертостями по периметру картины. Отчётливо видны места утрат верхнего слоя живописи до нижнего, которые не люминесцируют. Затем было сделано исследование в инфракрасном излучении с целью изучить красочные слои, лежащие под слоем загрязнений и старого лака: выявить записи, авторский рисунок, подпись, отдельные детали произведения, переделки в композиции. Но данный вид исследования не дал результата, поскольку верхний слой краски очень плотный и ИК-лучи его не пробивают. Далее были взяты пробы с произведения и отправлены в Лабораторию физико-химических исследований материалов Государственного Эрмитажа. Изучение проводилось на поперечных микрошлифах (оптическая микроскопия, микрохимический анализ, энерго-дисперсионный рентгеновский микроанализ). Исследование структуры красочных слоёв проб выявило их многослойность, то есть картина «Мадонна в кресле» была написана поверх ранее нанесённого на холст изображения. Рентгенографическое исследование проводилось на кафедре рентгенологии ЛЭТИ. В результате был выявлен нижний красочный слой, находящийся под верхним слоем живописи и отличающееся по сюжету и композиции - изображение «Святого семейства», где видны Мадонна и младенец, а также рука Иосифа. Нижнее изображение повернуто на 180° относительно верхнего живописного слоя и сильно обрезано. На кромках имеется красочный слой.

В результате проведенной реставратором научно-исследовательской работы с привлечением отдельных специалистов узкого профиля удалось установить, что картина «Мадонна в кресле» написана поверх другого живописного изображения. Все полученные данные позволили составить дальнейшую программу реставрации. В статье приводится краткое описание реставрационных мероприятий, проведенных на представленном живописном произведении.

реставрация, консервация, масляная живопись, исследования, Рафаэль, копия

conservation, restoration, painting, research, Raphael, copy