Актуальные проблемы теории и истории искусства

СОРОКИНА СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА (Казанский федеральный университет, Российская Федерация). Изучение автографов художника как способ психологического исследования его личности и творчества (аспект личностной самооценки)

SVETLANA SOROKINA (Kazan Federal University, Russian Federation). Studying the Artist’s Autographs as a Method of Psychological Research of His Personality and Creativity (Aspect of Personal Self-Esteem)

Творчество испокон веков было процессом, который люди наделяли некоторой таинственностью. В разное время степень этой таинственности менялась, однако особое отношение к личности творца сохраняется и сейчас. Всем нам: зрителям, специалистам-исследователям, коллекционерам интересны не только продукты деятельности человека творческой профессии, но и его внутренний мир, профессиональная атмосфера, даже быт.

Талант творца, особенности его личности, характера, его жизненный опыт, эмоциональные переживания придают произведениям определенный личностный оттенок, некий шарм, своеобразие, создают авторскую манеру, привносят уникальность в его работы.

Интересным способом изучения психологических особенностей человека является исследование его почерка, в частности, автографа (подписи).

В искусствоведческой практике термин автограф имеет не одно значение. И отношение к этому «тексту» в разные времена также было неоднозначным. Например, в XIX веке автограф часто не воспринимался как культурная ценность, главным был музыкальный или литературный текст. В андеграунде XX века автограф признавался художественным произведением, однако считался неким «черновиком», не предназначенным для широкой публики. А вот основу богатого творческого наследия писателя З. Башири, жившего на стыке XIX–XX веков, составляют именно автографы. И сейчас автограф представляет особый научный интерес для исследования произведений в литературном контексте, является частью мирового культурного наследия.

Как бы ни менялось отношение к автографу, энергетика этих надписей, по мнению исследователя книжной культуры Михаила Сеславинского, никого не оставляет равнодушным.

Полагаем, что специального внимания заслуживает автограф именно художника, так как его в какой-то степени можно считать частью произведения. Подпись живописца выступает одним из критериев атрибуции произведения, часто является, так называемой, визитной карточкой художника.

Автором статьи накоплен опыт изучения личностной самооценки человека с применением почерковедческого анализа. В результате проведенного эмпирического исследования создан почерковый симптомокомплекс личностной самооценки. Психолого-почерковедческий анализ проводится по общим признакам почерка и позволяет выполнить психологическое портретирование.

Цель предлагаемого исследования состоит в изучении психологического портрета художника И.И. Шишкина на основе психолого-почерковедческого анализа автографов разных лет с использованием разработанного автором почеркового симптомокомплекса личностной самооценки.

анализ автографа, личность художника, личностная самооценка, почерковедение

analysis of autograph, identity of an artist, personal self-esteem, handwriting studies