БЕРЕЗИНА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). Комплексный подход в изучении произведений станковой масляной живописи на примере картины «Мадонна в кресле» XIX века
ANASTASIIA BEREZINA (The Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Russian Federation). A Complex Method of Research of an Easel Oil Painting on the Example of the 19th-Century Painting “Madonna della Seggiola”
Произведение искусства представляет собой сложный предмет, требующий всестороннего изучения. Очень редко памятники искусства доходят до нас в своем первоначальном виде. Научно-исследовательская работа — важный и неотъемлемый этап в реставрации произведений станковой масляной живописи. Наряду с традиционным историко-искусствоведческим анализом, который позволяет предположить авторство, время создания, школу живописи, оригинальность или вторичность работы, проводится комплекс технико-технологических исследований. На основе проведенных исследований строится вся последующая работа с объектом. Изучаемая картина принадлежит кисти неизвестного художника XIX века, являясь копией широко известного произведения Рафаэля Санти — «Мадонна в кресле» и представляет особый интерес, поскольку в местах утрат верхнего красочного слоя прослеживается нижний красочный слой, не соответствующий верхнему по цветам. Нижний слой очень насыщенный по тону и плотный, что позволяет сделать предположение, что он не является подмалевком, а представляет собой самостоятельный слой живописи. Для подтверждения истинности этого предположения возникает необходимость в проведении исследований.
Некоторые виды исследований могут быть проведены реставратором самостоятельно при наличии необходимого оборудования, другие же возможны только с привлечением узкого круга специалистов из других научных областей. Первым этапом было проведено исследование видимой люминесценции лака под действием УФ-лучей с целью определить сохранность лакового покрытия, а также, по возможности, выявить поздние записи и реставрационные тонировки. Было выявлено, что пленка лака люминесцирует интенсивным молочно-зеленым цветом. Свечение лака равномерное с небольшими потертостями по периметру картины. Отчётливо видны места утрат верхнего слоя живописи до нижнего, которые не люминесцируют. Затем было сделано исследование в инфракрасном излучении с целью изучить красочные слои, лежащие под слоем загрязнений и старого лака: выявить записи, авторский рисунок, подпись, отдельные детали произведения, переделки в композиции. Но данный вид исследования не дал результата, поскольку верхний слой краски очень плотный и ИК-лучи его не пробивают. Далее были взяты пробы с произведения и отправлены в Лабораторию физико-химических исследований материалов Государственного Эрмитажа. Изучение проводилось на поперечных микрошлифах (оптическая микроскопия, микрохимический анализ, энерго-дисперсионный рентгеновский микроанализ). Исследование структуры красочных слоёв проб выявило их многослойность, то есть картина «Мадонна в кресле» была написана поверх ранее нанесённого на холст изображения. Рентгенографическое исследование проводилось на кафедре рентгенологии ЛЭТИ. В результате был выявлен нижний красочный слой, находящийся под верхним слоем живописи и отличающееся по сюжету и композиции - изображение «Святого семейства», где видны Мадонна и младенец, а также рука Иосифа. Нижнее изображение повернуто на 180° относительно верхнего живописного слоя и сильно обрезано. На кромках имеется красочный слой.
В результате проведенной реставратором научно-исследовательской работы с привлечением отдельных специалистов узкого профиля удалось установить, что картина «Мадонна в кресле» написана поверх другого живописного изображения. Все полученные данные позволили составить дальнейшую программу реставрации. В статье приводится краткое описание реставрационных мероприятий, проведенных на представленном живописном произведении.
реставрация, консервация, масляная живопись, исследования, Рафаэль, копия
conservation, restoration, painting, research, Raphael, copy