Актуальные проблемы теории и истории искусства

КИСЕЛЕВА ЕВГЕНИЯ ИГОРЕВНА (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российская Федерация). От «гаптического» зрения к «осязательной эстетике». О соотношении визуального и тактильного опыта в партиципаторных музейных практиках

EVGENIYA KISELEVA (The Pushkin State Museum of Fine Arts, Russian Federation). From Haptic Vision to Touch-Aesthetics. On the Visual and Tactile Experiences in Participatory Museum Practice

Доклад посвящен проблеме соотношения визуального и осязательного восприятия в партиципаторных, инклюзивных и социальных практиках, осуществляемых современным художественным музеем. Появление в плоскости визуальных искусств понятий «гаптический/хаптический», «тактильный», «осязательный», «сенсорный» и трансформацию комплекса идей, стоящий за этими понятиями, рассматривается маждисциплинарно в аспекте институционального развития музея и формирования новых выставочных и образовательных трендов.

Термин «гаптическое» зрение, пришедший в искусствоведение в XIX веке из естествознания, в трудах Алоиза Ригля обозначает «ближнее» зрение, —неиллюзионистское, материальное, которое противопоставляется «оптическому», «дальнему» зрению, ориентированному на пространство и передачу абстрактных идей. Идею «тактильное сознание» применительно пластических искусств развивают Адольф фон Гильдебрандт и Бернадр Беренсон. В XX веке соотношение визуального и осязательного восприятия проблематизируется с точки зрения феноменологии (М. Мерло-Понти, М. Фуко), деконструкции (Ж. Деррида), постструктурализма (Ж. Делез) и других подходов. В современных визуальных исследованиях понимание культуры как медиальной предполагает переосмысление взаимоотношений между художником, зрителем и произведением. Рост интереса к прикосновению, тактильности и мультисенсорному восприятию в визуальном и медиа- искусстве начала XXI века приводит к появлению термина «осязательная эстетика» (Л. Маркс).

Институциональное развитие музея на рубеже XX–XXI вв. приводит к активизации партиципаторных практик (равно задействующих зрительное и телесное восприятие), как в отношении художественных проектов, так и в плоскости посетительского опыта. Тенденция включения новых аудиторий в жизнь музея, реализация тактильных программ для незрячих и слабовидящих посетителей в рамках инклюзивных музейных проектов также рассматривается в контексте заявленной темы. Доклад обращается к российским и зарубежным музейным проектам, предполагающим неразрывность визуального и тактильного опыта, а также реализующим эксперименты с невизуальной передачей художественного опыта в контексте «осязательной эстетики» и «эстетики переживаний».

осязательная эстетика, гаптическое зрение, хаптика, эстетика переживаний, современное искусство, музеология, мультисенсорное искусство, инклюзия, партиципаторные практики

haptic aestetics, haptic vision, toch, multi-sensory art, experiential aestetics, participatory practice, contemporary art, museology, inclusion

ДАВЫДОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Российская Федерация).  Античное искусство в фокусе современных VR- и AR-технологий

LIUDMILA DAVYDOVA (Saint Petersburg Academy of Arts, Russian Federation). Antiquity in the Focus of Modern VR and AR Technologies

Современные технологии предоставляют все больше возможностей приблизиться к Прошлому, сделать его осязаемо наглядным. Экскурсии по виртуально воссозданным городам Неаполитанского побережья, знакомство с выдающимися памятниками мировой архитектуры в формате VR (виртуальной) и AR (дополненной) реальности и другие подобные примеры, кажется, вскоре смогут заменить чтение туристических путеводителей, а тем более тщательных научных публикаций. Повлияет ли все это каким-то образом на современное искусствоведение, не появится ли внутри такой новой реальности «виртуальный исследователь искусства», который будет по сути лишь программным разработчиком? Такие вопросы уже давно волнуют исследователей. Поэтому сейчас особенно важными становятся наблюдения над частными проявлениями этих глобальных процессов. Так, можно уже говорить об определенных тенденциях в выставочных проектах последних десятилетий, касающихся в том числе и античного искусства: тематика выставок, подбор и демонстрация экспонатов, сопроводительный материал и т. д., все это подается с участием VR-AR технологий. Можно менять или дополнять визуальную подачу материала в рамках лекционных курсов по культуре и искусству определенной исторической эпохи для более наглядного ее представления. И такие примеры многочисленны.

В музейной же практике кажется вероятным появление еще одного вида каталогов или отдельных приложений к печатным изданиям. Это демонстрация пространственных моделей, например, скульптуры, менявшей свой вид в течение столетий. С чем сегодня приходится сталкиваться зрителю, посещающему лучшие мировые собрания античной скульптуры: от Ватикана до Эрмитажа, от музея Метрополитен до Лувра и др.? Рассматривая памятник и читая под ним этикетку, в которой сообщается о том, что это «римская работа II в. по греческому оригиналу V в. до н. э.», он должен мысленно представить себе длинный и сложный путь создания и бытования конкретного экспоната от греческого, как правило, не сохранившегося бронзового оригинала V в. до н. э., о котором чаще известно лишь по литературным источникам, до мраморной копии II в., изменившей свой облик и сохранность как вследствие долгого пребывания в земле, так и реставрационных доделок XVIII в., и наконец, пережившей демонтаж, освобождение от этих новых доделок в XX в., в результате появления новой музейной идеологии. Таким образом, полноценное восприятие античной статуи, требует от посетителя музея серьезной умственной работы, основанной на знаниях или хорошей осведомленности о художественно-историческом контексте бытования конкретного образца античной пластики. Визуализация этого процесса или, условно говоря, «виртуальная публикация», безусловно, упрощает восприятие скульптуры, однако требует не только участия большого коллектива разработчиков, но прежде всего огромной предварительной исследовательской работы, поэтому знания и опыт искусствоведа в будущем будут востребованы не меньше, чем сейчас. Особенно, если речь зайдет не просто о каталогизации коллекций, а о моделях визуализации опыта зрительского восприятия произведений искусства, о создании контента, вызывающего эмоциональный отклик, настоящие переживания от встречи с подлинным произведением искусства.

античное искусство,VR- и AR-технологий, каталогизации коллекций

art of Antiquity, VR and AR technologies, cataloging of collections

БАРАНДОНИ КРИСТИАНА (Государственный академический университет гуманитарных наук при Российской академии наук; Италия). Изучение древних красок в музейных собраниях. Оптимальные практики и перспективы

CRISTIANA BARANDONI (State Academic University for the Humanities; Italy). Researching Ancient Colours in Museums Collections. Possible Best Practices and Prospects

The National Archaeological Museum of Naples has adopted in its most recent history and post Ministry Reform (2015) a series of innovative strategies, whose purpose is focusing on conscious, inclusive, and responsible fruition of its collections. The Museum's new guidelines answer the need to have instruments that place it within today's society, globalized and dynamic; thanks to technological devices that respond exhaustively to the new way of enjoying the world, the Museum sets a cultural policy that considers individual, collective, physical and economic dimensions as priorities.

Mann-In-Colours is a scientific project carried out by the National Archaeological Museum of Naples in collaboration with the National Taiwan Normal University di Taipei. The project is structured to be a valid support in spreading the knowledge of ancient polychromy not only in the scientific field but above all to increase awareness of the meaning that colours had in the ancient world. From an educational and pedagogic point of view Mann-In-Colours attempts to convey a fundamental cognitive message for a sustainable, philologically correct approach to Greek and Roman statuary to the general public: a coloured vision.

After examining chromatic traces, sometimes imperceptible to the human eye but still existing on sculptures, MannInColours aims at a visual recovery that will revolutionize the aesthetic perception to which these works have accustomed people for centuries. Starting from chemical and physical surveys on selected sculptures belonging to the Farnese Collection, all the works of art analysed will be transformed into 3D models using photogrammetry. All collected data will be systematized in two different databases: one for scholars and one for general public fruition. Analyses on ancient polychromy, databases, 3d modelling together to address the more general question on the reoccurrence of colours in the context of the artistic productions of the ancient world. To try and satisfy this complex request, it is necessary that a method is established according to which, in our specific case, it would take into consideration not only the material object but the context within which it was sited. It’s not only dealing about theorical speculation but it’s a question of ethics and responsibility towards visitors, to whom these research is addressed.

античная полихромия, 3Д моделировние, коммуникационные стратегии

ancient polycghromy, 3d modelling, communication strategy

КОРРАДИНИ ЭЛЕНА (Университет Модены и Реджо-Эмилия, Италия). Перспективы стабильного развития итальянских университетских музеев

ELENA CORRADINI (Modena and Reggio Emilia University, Italy). Perspectives of Sustainable Development for the Italian University Museums

The Italian University Museums are characterized by the multiple disciplines they represent, both scientific and artistic: the report intends to present some future perspectives of sustainable development that can come from their activities in network, trying to overcome the difficulties of their organizations with different management systems, in many cases still connected to the Departments of reference.

The starting point, is the first census made by the CRUI (Rectors Conference Rectors Italian Universities): the results will soon be published in a dedicated web portal. From this census, a detailed review of the museum heritage of 39 Italian Universities and its organization is emerged. Starting from these results it’s possible the creation of a National Observatory which is essential first of all to offer advice for the accreditation procedures provided by the National Museum System created by the General Directorate of Museums of the Ministry of Cultural Heritage and Activities and Tourism (MIBACT) (D. L. 113/2018): to support these procedures has been recently signed an agreement between the CRUI and the General Directorate.

Through this accreditation in the National Museum System, the University Museums will be able to join a network consisting of more than 5000 Italian Museums and State cultural places, as well as museums and places not belonging to the State, both public and private, for an unified vision of the development of Italian museums regardless of their ownership, size, type and form of management to create a governance of heritage based on sustainability, innovation, participation, and accessibility.

The Museum’s accreditation will allow to strengthen their mutual knowledge and an useful exchange of good practices for a common development and to verify their organization, the management of their juridical and economic profiles, of their collections and their relationships with their regions.

For the Museum’s activities, which now need a careful rethinking after the spread of the pandemic from Covid, the Observatory will be a useful support, to promote the creation of a digitalisation plan for their online activities that should be carried out according to uniform standards capable of guaranteeing interoperability and free access for the data usage. This Observatory could also coordinate the educational paths for visitors and students necessarily renewed after the pandemic from Covid. A bigger attention has to be paid to the relationship with their reference communities by designing itineraries in the region related with the museum's specimens, capable also to promote a cultural and sustainable tourism. Some University Museums of the Italian Network has already organized some of these itineraries dedicated to significant environments and landscapes of the Italian territory, published in the web portal of the Network (www.retemuseiuniversitari.unimore.it).

Finally, since the University Museums lacked an updated space to rapidly disseminate the free expressions of their ideas and projects, an online bilingual magazine was created entitled University Heritage Online Cultural Heritage, the first issue of which will be online on June 15 on a monthly basis (www.universityheritage.eu). The magazine, promoted by University teachers and researcher, is open to the international collaborations not only from the Universities but by anyone who want to support the cultural heritage protection, valorization and development.

устойчивое развитие, Национальная музейная система, обсерватория, сеть университетских музеев Италии

National Museum System, sustainable development, observatory, Italian University Museums Network