Актуальные проблемы теории и истории искусства

ДАВЫДОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА (Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Российская Федерация). Динамика изучения символизма: российский опыт в контексте европейской традиции

OLGA DAVYDOVA (Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, Russian Federation). The Dynamics of the Study of Symbolism: Russian Experience in the Context of Western European Tradition

Символизм, как одно из доминирующих направлений в искусстве эпохи модерна, пережил несколько этапов отношения к нему в творческой и научной практике XX–XXI столетий: от отрицания, высмеивания до приятия и страстного увлечения. Несмотря на то, что обстоятельства изучения символизма в разных странах были неодинаковыми, определенные трудности в исследовании сложной по своей природе проблематики символизма возникали не только в отечественном искусствознании, но и в западноевропейском. Одна из главных причин неоднозначного отношения к символизму прежде всего крылась в том мощном духовном потенциале, который был заложен на уровне особого типа иррационально-поэтического мировоззрения, присущего ведущим представителям этого течения. Подобная специфика требовала выработки новых критериев научного анализа, зачастую расходившегося по своей методике с официальными идеологическими приоритетами эстетической мысли ХХ столетия. Все это создало особую драматическую фактуру развития в изучении символизма, панорама которого в докладе будет освещена на основе уникального опыта российских ученых по составлению библиографического указателя «Символизм в визуальном искусстве: середина XIX – первая треть XX века». Данный экспериментальный труд был осуществлен в 2019 году коллективом исследователей под руководством автора доклада в рамках плановой работы Государственного института искусствознания и межинститутской группы «Европейский символизм и модерн». В сущности, он стал первой попыткой систематизации литературы научно-исследовательского и источниковедческого характера, опубликованной более чем за столетний период изучения символизма в визуальных областях творчества (изобразительное искусство, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство; отчасти затронуты театр, фотография, кино). Положенный в основу концепции искусствоведческий принцип отбора библиографических экземпляров на настоящем этапе позволяет взглянуть на процесс освоения творческой судьбы символизма с точки зрения истории и теории искусства в мировом масштабе, выявляя глобальную ситуацию в области достигнутых результатов по изучению символизма, акцентируя содержательный и тематический диапазон проблем, волновавших исследователей в разных странах. Беспрецедентно большой диапазон стран (22), библиографический список к каждой из которых дан в сопровождении емкой авторской аннотации; современный междисциплинарный подход к построению композиции позволяют с новой силой актуализировать интерес не только к искусству символизма, но и к проблемам профессиональных методологических поисков в области искусствознания.   

История и теория искусства, русское и западноевропейское искусство конца XIX – начала XX века, символизм, модерн, Fin de siècle, проблемы изучения художественных направлений, историография,библиография

history and theory of art, Russian and Western European art of the late 19th– early 20th century, Symbolism, art nouveau, fin de siècle, Silver Age, Modernism, problems of studying artistic movements, historiography, bibliography

КЛЮШИНА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА (Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация). Балкон Европы: бельгийское изобразительное искусство Fin de Siècle. Историографический аспект

ELENA KLYUSHINA (Russian State University for the Humanities, Russian Federation). Un Balcon sur l’Europe: Belgian Fin-de-Siècle Art. Historiographic Aspect

В силу особенностей географического положения, политических обстоятельств и структурных экономических изменений на рубеже XIX-XX вв. Бельгия в короткий срок превратилась в один из важнейших панъевропейских коммуникационных каналов кросс-культурного взаимодействия. Здесь пересекались художественные пути, тянущиеся от Риги до Лондона, от Хельсинки до Барселоны. Бельгийские мастера курсировали между Парижем и Берлином, Амстердамом и Санкт-Петербургом. Брюссель выступал международной площадкой для смелых художественных экспериментов в изобразительном искусстве и архитектуре.

Начало бельгийской художественной экспансии в Европу приходится на 1880-е гг. В это время будущие представители группы «XX» особое внимание уделяют изучению искусства соседних государств. Октав Маус и Эдмон Пикар стремятся установить плотные художественные контакты с представителями французских авангардных течений. На выставку в Брюссель стекаются работы Поля Синьяка, Жоржа Сера, Винсента ван Гога, Поля Гогена и др. Не менее активно действуют бельгийцы в отношении исследования искусства Туманного Альбиона. Поначалу их главным ориентиром в Англии становится Джеймс Уистлер. Они внимают его урокам, усердно изучают технику офорта, штудируют принципы тонализма. Однако оказавшись в Лондоне во второй половине 1880-х гг., бельгийские художники, прежде всего Кнопф, ван Риссельберге, Финч, каждый по-своему открывают прерафаэлитов, Движение искусства и ремесел, английскую литературу, фонды лондонских музеев. Начало 1890-х гг. ознаменовывается синергией бельгийского искусства и движения сецессионизма. Взаимодействие c Мюнхеном, Берлином и Веной приводит к успешной реализации совместных проектов в архитектуре, печатной графике, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. На рубеже XIX-XX вв. Бельгия поистине становится художественным перекрестком Европы, где подытоживается опыт предыдущих поколений и рождается искусство модернизма.

Несмотря на регулятивную функцию, которую приняла на себя Бельгия в общеевропейском художественно-эстетическом дискурсе, историография изобразительного искусства этой страны долгое время носила локальный характер и не выходила за пределы исследовательского интереса самих бельгийцев. Ситуация начинает резко меняться в конце 1970-х гг. Появляется ряд важнейших публикаций Джеффри Хау о Ф. Кнопфе. Группа «XX» привлекает внимание Джейн Блок. Покупка фондом Пола Гетти «Въезда Христа в Брюссель» провоцирует появление волны публикаций американских исследователей, занимающихся изучением творчества Дж. Энсора. Последнее десятилетие бельгийским искусством в контексте колониализма активно занимается Д. Сильверман. Не меньшую роль в научном переосмыслении роли Бельгии играет и реорганизация экспозиции эпохи Fin de siècle в Музеях изобразительных искусств Бельгии, осуществленная в 2010-е гг. Мишелем Драге.

Целью данного доклада является осмысление актуальных тенденций в изучении бельгийского искусства второй половины XIX – начала XX в. Для этого будет проанализирован основной корпус монографических исследований, посвященных заявленной проблематике, освещены наиболее крупные музейные и выставочные проекты последних лет, направленные на популяризацию бельгийского искусства рубежа веков, а также представлена онлайн-платформа, созданная Королевским институтом культурного наследия Бельгии в качестве удобного исследовательского инструмента для изучения бельгийского искусства различных эпох.

Бельгия, Кнопф, Энсор, Fin de Sicle

Belgium, Khnopff, Ensor, Fin de Siecle, Les XX

МИГУНОВА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Феномен аллегории в семейном портрете на примере пфальцских Виттельсбахов

ANASTASIIA MIGUNOVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). The Phenomenon of Allegory in Family Portrait on the Example of the Wittelsbach

Доклад посвящен анализу роли искусства в модели поведения и адаптации семьи опального курфюрста Фридриха V Пфальцского (1596-1632), который стал вынужденным эмигрантом Тридцатилетней войны и покинул пределы Священной Римской империи в 1621 году, чтобы обосноваться в Соединенных провинциях (современные Нидерланды). Серия портретов его семьи стала инструментом сохранения публичного дворянского статуса и политики продвижения династии. Исследование выполнено в рамках западноевропейской традиции court studies и отчасти посвящено вводу портрета монарха в политический контекст или дискурс. В докладе будет предпринята попытка рассмотреть объекты искусства в качестве вспомогательного источника в историческом исследовании.

Несмотря на то, что пфальцские Виттельсбахи располагали значительной серией парадных портретов, ярким исследовательским примером служат два полотна, выполненные в жанре аллегорического семейного портрета придворным художником дома Оранских Герритом ван Хонтхорстом и, предположительно, его младшим братом Виллемом ван Хонтхорстом: 1. «Триумф зимней королевы, аллегория Праведности» (Геррит ван Хонтхорст, 1636, Бостон, Музей изобразительных искусств), 2. «Елизавета Стюарт в качестве вдовы со своими детьми - фрагмент аллегории о победе несправедливости» (Виллем ван Хонтхорст (?), около 1636 года, Гейдельберг, Курпфальцский музей). Оба полотна долгое время находились в частных коллекциях и изначально были созданы по личному заказу Елизаветы Стюарт для ее охотничьей виллы в Ренене (Нидерланды). Анализ феномена аллегории в династической политике Виттельсбахов и станет центральным сюжетом доклада.

Виттельсбахи, миграция, Тридцатилетняя война, Пфальц, портреты, Геррит ван Хонтхорст, аллегория, Нидерланды

Wittelsbach, migration, Thirty Years' War, Pfaltz, portraits, Gerrit van Honthorst, allegory, Netherlands

ПОЛЯНСКАЯ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА (Музей-усадьба «Кусково», Российская Федерация). Смещение границ жанра ‘trompe l’oeil’: между термином и коннотацией

IRINA POLYANSKAYA (The Kuskovo Memorial Estate, Russian Federation). The Issue of the Vague Boundaries of the Genre ‘trompe l’oeil’: Between the Term and Connotations

Доклад посвящен проблеме позднего образования термина «trompe l’oeil» и влиянию широкого круга его коннотаций на формирование стереотипного представления о жанре trompe l’oeil (обманка) и о его типологии.

Цель работы: представить вариант «очищения» жанра от обиходных коннотаций и стереотипных классификаций, не соответствующих изучаемому понятию и смещающих границы жанра.

В задачи входит: рассмотрение происхождения понятия trompe l’oeil как термина, который определяет самостоятельный тип изобразительного искусства; исследование литературных источников, в которых употребляется это слово; отделение понятия, обозначающего живописный жанр, от обыденного представления о его специфике.

Сама тема “trompe l’oeil” относится к числу тех, которые вызывают постоянный интерес, как обывательский, так и научный. В последние годы состоялось большое количество выставок, которые обращались к этой теме как к основополагающей для экспозиции (последняя на 2020 г. прошла в 2019 г. в Государственном Эрмитаже). Данные выставки, сопровождающие их каталоги, а также сводные каталоги по натюрмортам-обманкам обострили проблему причисления к trompe l’oeil предметов искусства, не относящихся к жанру, однако, которым, как и его представителям, свойственно сближение с реальностью. Отнесение к trompe l’oeil любого рода имитаций, натуралистических работ и оптических иллюзий связано не только с выставочными проектами и сопоставлениями картин в рамках статей, но и с устоявшимся распространением слов «trompe l’oeil» и «обманка» на все объекты, использующие натуралистическую технику письма, подражание реальности и игру со зрителем.

В докладе демонстрируется то, как теоретическая интерпретация произведений, предлагающая нелинейно взглянуть на анализ форм искусства различных времен, с одной стороны, позволяет изучить цитируемость опыта образов прошлого настоящим и выдвинуть интересную концепцию представления обманок; с другой стороны, уводит исследователя от исторического значения понятия и порой приводит к ложным выводам.

Поскольку сам термин «trompe l’oeil» был зафиксирован в документах и словарях в начале XIX в., а распространение обманок как произведений станковой живописи произошло значительно раньше, в XVII в., на этом примере можно пронаблюдать то, как позднее появление точного термина и раннее распространение его коннотаций, основанных на несущественных признаках, повлияло на формирование неверного восприятия того, что является обманкой. Неизбежным этапом данного процесса стало превращение слова «trompe l’oeil» в топос, общепринятую тему для восхваления живописи и подчеркивания эффекта, произведенного искусством на зрителя. И если упомянутый нелинейный взгляд на историю искусства, так или иначе расширил границы теоретических интерпретаций и кураторских возможностей, то превращение термина в общее место повлекло за собой скорее отрицательные последствия для понимания специфики жанра и его типологии.

В процессе работы с французскими и франко-голландскими лексическими и академическими толковыми словарями XVII–XVIII вв., литературными источниками разных эпох и, применяя формально-стилистический и сравнительный методы анализа картин западноевропейских мастеров XVII-XVIII вв., автор доклада пересматривает границы жанра trompe l’oeil. Фокусом рассмотрения проблемы является бытующее в культуре понимание обманки, основанное на некорректном применении лексемы, обозначающей жанр, и на частом допущении смещения границ жанра в рамках кураторских практик.            

обманка, тромплёй, коннотация, раскрытие понятия, границы жанра, проблема типологии

trompe l’oeil, connotation, historical meaning of the term, genre’s boundaries, the issue of typology

КИТАЕВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА (МИРЭА—Российский технологический университет, Российская Федерация). Принципы художественного проектирования в трудах и творчестве К. Дрессера

GALINA KITAEVA (MIREA — Russian Technological University, Russian Federation). Principles of Design in the Theoretical Works and Creativity of K. Dresser

Цель исследования –– проследить взаимодействие теоретических разработок К. Дрессера и его творческих опытов. Задачи – рассмотреть развитие творческого метода мастера; указать на приоритетные идеи его трудов; рассмотреть предполагаемые исторические и формальные источники творческих опытов; определить перспективные тенденции творчества К. Дрессера. Методы –– формально-стилистический; типологический; историко-культурный. Результат –– дано определение стилистики поздних проектов К. Дрессера. Вклад в решение проблемы –– выявление перспективных стилистических тенденций у одного из мастеров эпохи модерна. К. Дрессер (1834-1904) один из первых теоретиков дизайна, его пропагандист и педагог, художник и архитектор, дизайнер и технолог, почитаемый в Англии отцом промышленного дизайна, предвосхищает некоторые художественные явления современности. Знаток искусства Востока, коллекционер и художественный критик, он написал книгу «Искусство Японии эпохи Мэйдзи» (1882). Изучение его художественных теорий актуально и сегодня, так как по его проектам до сих пор производят металлические изделия. Будучи участником движения за реформу дизайна, как это определяется в англоязычном искусствознании, К. Дрессер идет своим путем. Он начинает с занятий ботаническим рисованием, публикует книгу «Единство в разнообразии» (1859), в которой обосновывает свой творческий метод. Как и другие его книги, «Искусство декоративного дизайна», «Исследования в области дизайна», «Современная орнаментация» (1886), она является практическим руководством для студентов и дизайнеров. Рассматриваются композиционные построения, цветоведение, теория орнамента, принципы декорирования интерьера, исторические образцы. Метод мастера развивается от анализа структуры природных объектов к разработке проектов для художественной промышленности. Формируется представление о наличии единых законов построения художественных форм, целесообразных и функциональных, как и природных. Это новое представление о форме окончательно сложится после его поездки в Японию. В поисках художественного обновления Дрессер, как и его современники, обращается к артефактам традиционных культур. В их формах находят отражение мифопоэтических представлений о мироздании, выраженное в знаках или декоративных изображениях. Как и при изучении с карандашом в руке природных форм, Дрессер ищет в древних произведениях структурные принципы. С этой целью К. Дрессер внимательно просматривает коллекции Британского музея и музея Южного Кенсингтона. Дрессер знакомится с этими феноменами основательно во время поездки в Японию (1876-77)

В Японии он наблюдает сохранившиеся традиции национальной культуры, взаимодействие искусств, отношение к функциональному предмету как к объекту высокого искусства. Все увиденное зафиксировано в зарисовках и фотографиях. В первой части книги наблюдения путешественника за жизнью страны, ритуалами, предметами искусства, и обиходными вещами. Во второй части Дрессер описывает архитектуру и все ремесла, с которыми познакомился. Эти впечатления помогают ему сделать следующий творческий шаг. В изделиях из металла или из стекла и металла (к.70-х-80-е гг.) Дрессер соединяет идею художественного предмета с его функциональным назначением, полностью отказывается от декора, упрощает формы до минимализма для удобства производства, считая, что в их геометризме выражаются «абсолютные» смыслы. В этих произведениях, оставаясь в хронологических рамках модерна, К. Дрессер предвосхищает формы, которые появятся в эпоху конструктивизма.

теория дизайна, промышленный дизайн, модерн, конструктивизм, искусство Японии

design theory, industrial design, modern, constructivism, Japanese art