МИГУНОВА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Феномен аллегории в семейном портрете на примере пфальцских Виттельсбахов
ANASTASIIA MIGUNOVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). The Phenomenon of Allegory in Family Portrait on the Example of the Wittelsbach
Доклад посвящен анализу роли искусства в модели поведения и адаптации семьи опального курфюрста Фридриха V Пфальцского (1596-1632), который стал вынужденным эмигрантом Тридцатилетней войны и покинул пределы Священной Римской империи в 1621 году, чтобы обосноваться в Соединенных провинциях (современные Нидерланды). Серия портретов его семьи стала инструментом сохранения публичного дворянского статуса и политики продвижения династии. Исследование выполнено в рамках западноевропейской традиции court studies и отчасти посвящено вводу портрета монарха в политический контекст или дискурс. В докладе будет предпринята попытка рассмотреть объекты искусства в качестве вспомогательного источника в историческом исследовании.
Несмотря на то, что пфальцские Виттельсбахи располагали значительной серией парадных портретов, ярким исследовательским примером служат два полотна, выполненные в жанре аллегорического семейного портрета придворным художником дома Оранских Герритом ван Хонтхорстом и, предположительно, его младшим братом Виллемом ван Хонтхорстом: 1. «Триумф зимней королевы, аллегория Праведности» (Геррит ван Хонтхорст, 1636, Бостон, Музей изобразительных искусств), 2. «Елизавета Стюарт в качестве вдовы со своими детьми - фрагмент аллегории о победе несправедливости» (Виллем ван Хонтхорст (?), около 1636 года, Гейдельберг, Курпфальцский музей). Оба полотна долгое время находились в частных коллекциях и изначально были созданы по личному заказу Елизаветы Стюарт для ее охотничьей виллы в Ренене (Нидерланды). Анализ феномена аллегории в династической политике Виттельсбахов и станет центральным сюжетом доклада.
Виттельсбахи, миграция, Тридцатилетняя война, Пфальц, портреты, Геррит ван Хонтхорст, аллегория, Нидерланды
Wittelsbach, migration, Thirty Years' War, Pfaltz, portraits, Gerrit van Honthorst, allegory, Netherlands