Актуальные проблемы теории и истории искусства

КИТАЕВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА (МИРЭА—Российский технологический университет, Российская Федерация). Принципы художественного проектирования в трудах и творчестве К. Дрессера

GALINA KITAEVA (MIREA — Russian Technological University, Russian Federation). Principles of Design in the Theoretical Works and Creativity of K. Dresser

Цель исследования –– проследить взаимодействие теоретических разработок К. Дрессера и его творческих опытов. Задачи – рассмотреть развитие творческого метода мастера; указать на приоритетные идеи его трудов; рассмотреть предполагаемые исторические и формальные источники творческих опытов; определить перспективные тенденции творчества К. Дрессера. Методы –– формально-стилистический; типологический; историко-культурный. Результат –– дано определение стилистики поздних проектов К. Дрессера. Вклад в решение проблемы –– выявление перспективных стилистических тенденций у одного из мастеров эпохи модерна. К. Дрессер (1834-1904) один из первых теоретиков дизайна, его пропагандист и педагог, художник и архитектор, дизайнер и технолог, почитаемый в Англии отцом промышленного дизайна, предвосхищает некоторые художественные явления современности. Знаток искусства Востока, коллекционер и художественный критик, он написал книгу «Искусство Японии эпохи Мэйдзи» (1882). Изучение его художественных теорий актуально и сегодня, так как по его проектам до сих пор производят металлические изделия. Будучи участником движения за реформу дизайна, как это определяется в англоязычном искусствознании, К. Дрессер идет своим путем. Он начинает с занятий ботаническим рисованием, публикует книгу «Единство в разнообразии» (1859), в которой обосновывает свой творческий метод. Как и другие его книги, «Искусство декоративного дизайна», «Исследования в области дизайна», «Современная орнаментация» (1886), она является практическим руководством для студентов и дизайнеров. Рассматриваются композиционные построения, цветоведение, теория орнамента, принципы декорирования интерьера, исторические образцы. Метод мастера развивается от анализа структуры природных объектов к разработке проектов для художественной промышленности. Формируется представление о наличии единых законов построения художественных форм, целесообразных и функциональных, как и природных. Это новое представление о форме окончательно сложится после его поездки в Японию. В поисках художественного обновления Дрессер, как и его современники, обращается к артефактам традиционных культур. В их формах находят отражение мифопоэтических представлений о мироздании, выраженное в знаках или декоративных изображениях. Как и при изучении с карандашом в руке природных форм, Дрессер ищет в древних произведениях структурные принципы. С этой целью К. Дрессер внимательно просматривает коллекции Британского музея и музея Южного Кенсингтона. Дрессер знакомится с этими феноменами основательно во время поездки в Японию (1876-77)

В Японии он наблюдает сохранившиеся традиции национальной культуры, взаимодействие искусств, отношение к функциональному предмету как к объекту высокого искусства. Все увиденное зафиксировано в зарисовках и фотографиях. В первой части книги наблюдения путешественника за жизнью страны, ритуалами, предметами искусства, и обиходными вещами. Во второй части Дрессер описывает архитектуру и все ремесла, с которыми познакомился. Эти впечатления помогают ему сделать следующий творческий шаг. В изделиях из металла или из стекла и металла (к.70-х-80-е гг.) Дрессер соединяет идею художественного предмета с его функциональным назначением, полностью отказывается от декора, упрощает формы до минимализма для удобства производства, считая, что в их геометризме выражаются «абсолютные» смыслы. В этих произведениях, оставаясь в хронологических рамках модерна, К. Дрессер предвосхищает формы, которые появятся в эпоху конструктивизма.

теория дизайна, промышленный дизайн, модерн, конструктивизм, искусство Японии

design theory, industrial design, modern, constructivism, Japanese art