АРУТЮНЯН ЮЛИЯ ИВАНОВНА (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Российская Федерация). Карты и путеводители: тиражная графика XVII века в современном искусствоведении
JULIA ARUTYUNYAN (Saint Petersburg Academy of Arts, Russian Federation). Maps and Guidebooks: 17th Century Prints in Modern Art History Studies
Искусствознание как научная дисциплина обязано своей методологической базой не только теоретическим трактатам и историческим сочинениям, наследию филологии и археологии, но и запискам путешественников, заметкам коллекционеров, покровителей и заказчиков. Тексты XVI – XVII вв. охватывают теорию (кардинал Агукки, Дж. Беллори), поднимают вопросы истории искусства (Дж. Бальоне), отражают биографические подходы, критику (П. Аретино), художественную педагогику (И. фон Зандрарт), появляются описания произведений искусства и прославленных художественных собраний (Дж. Манчини), попытки каталогизации и анализа коллекций (Ф Бальдинуччи), формируется тип путеводителя (М.-А. Микьель).
С 1980-х гг. вектор развития искусствоведческих исследований обращен в сторону междисциплинарных принципов и комплексных методик, ориентированных на совмещение подходов гуманитарных, социологических и естественных наук. Визуальные исследования рассматривают памятники искусства как свидетельства специфической «оптики» и уникальной рецепции конкретного периода. К. Гинзбург противопоставляет методу «микроисторических исследований» «чистую художественную критику», не дающую достоверных результатов в отличие от комплексной источниковедческой системы. С. Альпес работает с материалом «по ту сторону границ искусства», привлекая для анализа массовую полиграфическую продукцию XVII в. Р.П. Чарди рассматривает научную иллюстрацию как отражение эстетических систем эпохи. Междисциплинарный подход к изучению тиражной графики XVII столетия позволяет определить место художественного явления в системе искусств в контексте визуальной культуры периода.
Интерес вызывают различные типы городского пейзажа (ведута), характерные для графики Голландии (Дж. Оттенс), Италии, Англии (И. Кип). Объединенные в циклы подобные виды формируют травелоги, описывающие путешествия, позволяя совершить прогулку, перелистывая графические листы (В. Холлар). Подобные циклы связаны с распространенной в Англии традицией сочинений хорографического толка (Д. Логган), типологическое единство текста и визуального ряда отражает целостный принцип «региональной истории» (В. Холлар, Ж. Калло). Путеводитель занимает особое место в графическом наследии эпохи, совмещая различные типы научной иллюстрации, карты и схемы, городские виды и изображения конкретных зданий (И. Кип, К. Аллард). Архитектурная графика позволяет трактовать изображения отдельных построек как отражение исторической концепции и эстетической схемы при очевидной практической цели (П.П. Рубенс, В. Холлар). Научная иллюстрация и художественная интерпретация формируют образы зданий – свидетелей прошлого, маркирующих пространство и время. Карты в XVII в. приобретают сложные повествовательные обрамления, изображение сочетается с развёрнутым текстом.
Тиражная архитектурная графика XVII в. отражает отношение эпохи к пространству и времен, интерпретируя его в координатах стиля. Масштабный корпус произведений объединен следующими характерными чертами:
- местность трактуется как совокупность узнаваемых построек;
- здания классифицируются по типам (дворец, храм), акцентируются детали, указывающие на вид постройки;
- формируется система формальных приёмов: обобщенность трактовки пространства, чёткость силуэтов, отказ от детализации;
- стилистические трансформации построек прошлого, приближение к эстетическим канонам современности;
- склонность к повествовательности, отражение реалий повседневной жизни, наличие стаффажа;
- «межжанровый» характер изданий, сочетающих карты, планы, пейзажи, изображения конкретных сооружений;
- отсутствие единого принципа оформления и однотипного формата, использование идентичных оттисков для разных изданий.
история истории искусства, печатная графика XVII века, междисциплинарные подходы в искусствоведении, трактаты об искусстве XVII века, методология истории искусства,архитектурная графика, научная графика, пейзажная графика, графический травелог, искусство картографии,визуальные исследования
history of art history, 17th-century printed graphics, interdisciplinary approaches in art history, 17th-century treatises on art, methodology of art history, architectural graphics, scientific graphics, landscape graphics, graphic travelogue, art of cartography, visual studies