Актуальные проблемы теории и истории искусства

ПИРОЖКОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Готика и Ренессанс в «Трактате об архитектуре» Алонсо де Вандельвиры

MARIYA PIROZHKOVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Gothic and Renaissance in “Tratado de arquitectura” by Alonso de Vandelvira

Целью данного доклада является раскрытие проблематики, вынесенной в заглавие: трактат Алонсо де Вандельвиры как отражение архитектурной ситуации в Испании XVI века, сочетающей готические и ренессансные черты.

Учитывая пробелы, имеющиеся в русскоязычной историографии, посвященной архитектуре Испании XVI века, возникает необходимость обратиться к изучению трактата в контексте исследования данного периода.

В круг задач входит, во-первых, подробное рассмотрение содержание трактата, его основные положения и подход к изучению архитектуры. Во-вторых, сравнение его с трактатами предшественников и современников. В-третьих, сопоставление интерпретации одних и тех же памятников архитектором XVI века и современными учеными, чтобы сравнить, как воспринимались одни и те же черты людьми разного времени.

В основе методолгической базы лежит комплексный подход к изучению текста и изображений, сочетающий в себе историографический, морфологический и формально-стилистический анализ.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии предпринята попытка проанализировать трактат Алонсо де Вандельвира с точки зрения отражения в тексте двух стилевых тенденций, сосуществовавших в XVI веке в архитектуре Испании.

В ходе исследования рассмотрены связи трактата Вандельвиры с работой Фелибера де Л’Орма, которой очевидно был вдохновлен испанский архитектор. Также отдельное внимание уделяется отсылкам к Палладио и Серлио. Важно отметить, что трактат обильно проиллюстрирован, поэтому роли рисунков в передаче готического и ренессансного языка архитектуры отводится особое место. Кроме того, рассматривается проблема сохранности трактата, так как до нашего времени не дошла оригинальная рукопись, но имеются две копии более позднего времени.

Результатом этого исследования является изменение фокуса изучения «Трактата об архитектуре» Алонсо де Вандельвиры и обращение к нему не в контексте теории архитектуры, а в контексте изучения архитектуры Испании XVI века, что особенно важно для отечественного искусствознания. Текст трактата дает возможность современным исследователям взглянуть на проблему сосуществования готики и ренессанса глазами современника.

Средние века, Поздняя готика, Ренессанс, архитектура Испании, Алонсо де Вандельвира

Middle Ages, Late Gothic, Renaissance, Spanish architecture, Alonso de Vandelvira

ЕФИМОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Жак Андруэ-Дюсерсо в зеркале искусствоведческой критики

ELENA EFIMOVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Jacques Androuet du Cerceau in the Mirror of Art Criticism

Жак Андруэ-Дюсерсо Старший (1511-1585?) – французский архитектор, рисовальщик и гравер – является одной из самых загадочных и дискуссионных фигур в истории европейского Ренессанса. Несмотря на то, что первые оценки его творчества были даны уже его современниками, и с конца XVIII в. он прочно вошел в пантеон ведущих архитекторов французского Возрождения, о нем не сохранилось почти никакой достоверной информации. В точности неизвестно ни его происхождение, ни гуманистическое и профессиональное образование, ни этапы его творческой биографии, ни даже его конкретная художественная специальность. Мы не знаем, был ли он реальным или «бумажным» архитектором, исполнял ли он свои рисунки и гравюры сам, или же выступал организатором и продюсером большой мастерской, являлся ли он творцом своих архитектурных идей или же был всего лишь добросовестным копиистом и интерпретатором чужих проектов. Это оставляет широкое поле для научных гипотез, авторы которых зачастую рисуют портрет ренессансного мастера, исходя из своих собственных идей и предположений, в которых как в зеркале отражается общее понимание проблем Ренессанса тем или иным исследователем, научной школой или эпохой. Именно поэтому фигура Дюсерсо и отдельные детали его творческой биографии и по сей день остаются камнем преткновения и предметом ожесточенных научных дискуссий.

В своем докладе мы намерены осветить основные этапы этой полемики, начало которой было положено еще в конце XVIII в. А. Дезайе д’Аржанвилем, а затем продолжено столетием спустя Г. фон Геймюллером. Они сформировали «классическую» концепцию интерпретации творчества Дюсерсо как ренессансного мастера, которая ставит основной акцент на его связях с Италией и восприятии им идей классического Возрождения, нашедших свое выражение в его архитектурных проектах и теоретических трудах. Современный этап изучения творчества Дюсерсо начался исследованиями Д. Томсона 1970-90-х гг., в которых тот высказал ряд критических замечаний и парадоксальных гипотез, опровергающих сложившиеся взгляды на творчество Дюсерсо. Полностью пересмотрев его творческую биографию, он перенес основной акцент на его поздние произведения, в которых он подчеркивал маньеристическую составляющую в противовес классической и находил проявление национальных черт французского Ренессанса взамен влияния итальянских образцов. Эти идеи были подхвачены, развиты и продолжены большой группой исследователей (Ж. Гийомом, П. Фюрингом, Фр. Будон, Кл. Миньо, М. Шатне, К. де Йонге, Х. Гюнтером), которые опубликовали в 2010 г. монументальный совместный труд, посвященный Дюсерсо. Несмотря на множество важных наблюдений и открытий, проясняющих процесс творческого формирования Дюсерсо (К. де Йонге, С. Фроммель), характер его теоретического мышления (М. Шатне), его реальную практическую деятельность (К. Миньо), в этой монографии был высказан ряд ошибочных предположений, сформировавших основную гипотезу, входящую в противоречие не только с прошлыми научными концепциями, но и с доказанными фактами. Это стало очевидным в 2011 г. после публикации новых документов, касающихся биографии Дюсерсо, опровергающих выдвинутую концепцию. После этого исследования зашли в тупик – невозможно стало двигаться дальше, не разрешив тех противоречий, которые образовались между выдвинутой концепцией и вновь открытыми фактами. Мы намерены предложить в своем докладе пути разрешения этого кризиса, которые лежат, на наш взгляд, в частичном возврате к классической гипотезе и пересмотре на ее основании новых положений.

Жак Андруэ-Дюсерсо Старший, творческая биография, классические источники, итальянское влияние, атрибуция рисунков и гравюр

Jacques Androuet du Cerceau the Elder, creative biography, classic sources, Italian influence, attribution of drawings and prints

САНВИТО ПАОЛО (Берлинская высшая техническая школа, Германия). Развитие пространственной акустики в театрах Саббьонеты (1590) или Мантуи (1768) и сценическая архитектура

PAOLO SANVITO (Technical University of Berlin, Germany). The Progress of Spatial Acoustics in the Theaters of Sabbioneta (1590) or Mantua (1768) and Stage Architecture

Until a few years ago, the architectural history of the Renaissance only sporadically addressed the problem of sound regulation and optimisation inside closed spaces (in German technically: Raumakustik). Instead, nowadays we are currently experiencing the emergence of a flood of publications about some of the greatest European stage architects, such as Scamozzi, or the Bibiena architectural dynasty: in both cases they were very famous architects, to whom symposia and exhibitions have been dedicated due to the recurrence of some anniversary dates. Nevertheless, there have unfortunately been only isolated references to their views on the subject of theatre acoustics and very scarce research on their bequests in the field.

That is why, for about a decade now and especially in Germany, where some of Europe’s leading acoustics researchers are based and where the most lively debates on concert halls have been taking place, some core questions had to decisively get addressed. A. what level of acoustics the buildings of the ancient regime have been at; and B. what are the ways in which good acoustics could be achieved in architecture from the early modern period to the classical period (e. g. with Haydn) and through the Romantic era. The applicant has been working for several years, together with numerous colleagues, primarily of the Technical University Berlin, on questions concerning the understanding of sophisticated acoustics in performance spaces.

Later on, in the 18th century, many architects, such as E. Arnaldi or the Bibiena dynasty, were concerned with the improvement of technical as well as acoustic conditions and therefore left some writings on the subject, with a marked refinement of physical scientific devices or mechanisms. Arnaldi in 1762 sharply pointed out to the tragic condition of traditional theatres, which often burned down, just like it happened in 1749 in Verona with the Filarmonico-Theatre, which shortly before had been perfectly completed by Francesco Galli Bibiena. Arnaldi’s proposals for reconstructions of modern theatres on their turn very much follow the same rationalizing path opened on the one hand by the later Bibiena generations, with the Mantuan Scientifico theatre, but on the other also a path already experienced in the late renaissance by renowned theatre architects such as Scamozzi (1590).

The “Audiokommunikation” team in Berlin has most recently performed the evaluation and processing of the measurement results of the following interior spaces:

A. of the Teatro “Scientifico”, in Mantua; B. the Teatro degli Antichi in Sabbioneta.

The archived measurement results must be analyzed using related historical data. In the process, recordings of historically documented performances can be made for both houses in the anechoic chamber of the Audio Communication Department.

room acoustics, Sabbioneta, Mantua, Bibiena, Scamozzi

акустика помещения, Саббьонета, Мантуя, Бибиена, Скамоцци