Феноменология в архитектуре — и особенно в теории архитектуры — результат реакции на поздний модернизм после Второй мировой войны и фатальный кризис модернизма. Кристиан Норберг-Шульц, один из ведущих теоретиков своего времени (сейчас его теории, казалось бы, в основном забыты) опирался в своих работах на новые основания понимания современной архитектуры. Вначале это были структурализм и семиотика, как в его первой книге «Намерения в архитектуре», но очень скоро его интересы сместились в сторону феноменологии (и Хайдеггера) и он начал выстраивать собственную феноменологическую теорию. Его первой книгой в этом ключе стала «Экзистенция, пространство и архитектура», и с тех пор он всю жизнь занимался феноменологией архитектуры.
Нашей первой задачей — с позиций теоретика архитектуры, знакомого с философией, — будет показать основания его теории и проблемы, которые в ней содержатся. Наш доклад будет опираться в основном на книгу «Экзистенция, пространство и архитектура», но мы будем также принимать во внимание весь корпус его теоретических работ. Я бы хотел сфокусироваться на влиянии нового времени (или отсутствии этого влияния) в теории Норберг-Шульца. Это парадоксально, поскольку его целью было создать новые основания для современной архитектуры, в то время как эти основания были построены на гипотетическом пре-модернистском опыте архитектуры. Ключевым в дискуссии является вопрос о том, было ли новое время (modernity) разрывом с традицией (как считают модернисты) или формой ее продолжения (согласно Норберг-Шульцу) и возможно ли полагать основания современной архитектуры на том же фундаменте, что и в период до нового времени. Отношение Норберг-Шульца к архитектуре нового времени демонстрирует ограниченность его теории и делает его работы проблематичным источником с точки зрения современного феноменологического проекта в архитектуре. Но поскольку его работы оказывают влияние на развитие архитектуры даже сегодня, важно хорошо разбираться в них, поэтому мы бы хотели интерпретировать взгляды Норберг-Шульца как часть исторического переворота и таким образом как прототип нашей сегодняшней ситуации.

 PDF