Поликарп Ермолаевич Судомойкин (родился в 1931 г.) — ранее фактически неизученый наивный художник из старинного старообрядческого села Бурятии. Цель нашего исследования — представить художественный мир этого художника, осветить систему его духовных ценностей и художественных средств выразительности его мировосприятия. В его творчестве находят отражение два противопоставляемых жанра: иконопись и ню. Они не только сосуществуют, но, переплетаясь мотивами и образами, представляют уникальное явление. В основе творчества П. Е. Судомойкина — навсегда врезавшиеся в детскую память картины купания женщин и детей на реке в редкие минуты отдыха после тяжелой работы. Все его купальщицы, «девицы» и женщины — по мнению автора, «исторические личности», потому что изображаются им только сквозь призму военной поры. Хронотоп картин неизменен: время — Великая отечественная война, место — берег реки Билютайки в родном селе. Изображая хронологический отрезок самой страшной в истории человечества войны, П. Е. Судомойкин, тем не менее, создает образ мира и счастья. Мотив «невидимой» войны проходит через все его произведения. Концепция творчества художника заключается в воспевании Женщины как олицетворения верности, красоты и мира, Женщины — матери, родоначальницы, Женщины — берегини, спасительницы. Обнаженная натура у художника призвана быть своеобразным «рупором» для выражения собственного мировоззрения.
Как другой вид творчества воспринимаются повествовательные сюжеты произведений художника. Речь П. Е. Судомойкина уникальна: говор семейских (старообрядцев) Забайкалья во всей его древнерусской красе, архаичные слова и выражения, народные пословицы и поговорки.
Наша работа является полевым исследованием, основанным на максимально пристальном анализе и непосредственном общении с художником П. Е. Судомойкиным и обусловленным спецификой наивного искусства с уже сформировавшимися отечественными традициями в его изучении.

 PDF