С середины 1960-х гг. молодые художники из Москвы и городов Владивосток и Уссурийск в Приморском крае сформировали Шикотанскую группу, названную так в честь острова, куда они приезжали работать на лето и где они создали тысячи пейзажей. Их деятельность продолжалась до 1991 г., когда группа исчезла вскоре после распада коммунистического режима. Остров Шикотан входит в состав южных Курильских островов в Охотском море. Художники были очарованы как красотой диких морских побережий и холмов Шикотана, так и привлекательностью молодых работниц крупнейшего рыбозавода Дальнего Востока России. Они изображали пейзаж Шикотана идиллически, со спокойными заливами и характерной формой двойного вулкана на горизонте. Определенные работы, как, например, изображающая залив на первом плане и вулкан Тятя с острова Кунашир в отдалении, напоминают характерный вид Неаполя, который открывался русским художникам девятнадцатого века, совершавшим «гранд тур» по Европе. Эта статья ставит целью реконструировать деятельность Шикотанской группы, основываясь на полевых исследованиях и интервью с художниками, в том числе с лидером группы Олегом Лошаковым. Кроме того, в статье определяются художественные характеристики и различные стили их картин, которые могут быть описаны в связи с так называемым «советским импрессионизмом» — термином, недавно вошедшим в употребление в среде американских коллекционеров.

 PDF