На рубеже 1960–1970-х гг. в советское искусство пришло поколение так называемых «семи­десятников», противопоставивших гражданскому пафосу «сурового стиля» пассеизм и стилизаторство. Искусство эпохи Возрождения оказало заметное влияние на творчество таких художников, как Д. Жилинский, Т. Назаренко, О. Филатчев и др. Однако видение художниками искусства Ренессанса было опосредованно советскими реалиями и идеологическими установками. В настоящем докладе предпринимается попытка деконструкции этого видения. В основу работы положены беседы автора с художниками, а также анализ работ искусствоведа и влиятельного педагога М. Алпатова.
Алпатов был убежден, что понимание классических произведений искусства достигается не столько за счет эрудиции зрителя, сколько благодаря «душевным силам, которые помогли бы подняться на вершины, откуда видно самое существенное и прекрасное в мире» (Алпатов. М. В. Очерки по истории западноевропейского искусства. 1963. С. 35). Цель его лекций — помочь художникам достичь этих вершин. Его инструменты — не только блистательный анализ художественной формы и эмоциональное переживание каждой детали произведения, но и своеобразная трактовка мировоззрения «старых мастеров». Так, Пьеро делла Франческа в этюдах Алпатова напоминает положительного героя «семидесятников»: это человек активной гражданской позиции, но не склонный к политическим декламациям, способный к сильным переживаниям, готовый вступить в борьбу, но равнодушный к случайным обстоятельствам мимотекущей жизни. Художник говорит о современности образами прошлого и намеренно идеализирует действительность, чтобы «заронить в людях готовность приняться за осуществление идеала» (Там же. С. 18).
В алпатовской трактовке художника XV в. отразились представления советского человека о положительном герое, сформулированные в 1930-х годах и сохранявшие актуальность до конца 1980-х. Именно такого «советского Пьеро» восприняли и взяли за образец «семидесятники». Отчасти поэтому в их искусстве сохранились такие канонические установки соцреализма, как идеализация и тенденциозность.

 PDF