Система обучения в Российской императорской академии художеств с момента ее основания во многом основывалась на изучении культуры Ренессанса. Италия, с ее великими произведениями искусства и богатейшими коллекциями, незабываемой природой стала неисчерпаемым источником вдохновения для русских мастеров, устремленных туда как в центр европейской культуры. В ХХ — начале XXI веков в санкт-петербургской академической школе сохраняется устойчивый интерес к искусству Возрождения, несмотря на все перемены,
происходящие в современном искусстве и глобальный пересмотр традиций. Крупнейший представитель петербургской живописи — А. А. Мыльников многократно обращался к интер­претации ренессансных образов, восходящих к живописи Джорджоне, Тициана, Эль Греко. Сегодня петербургская академическая школа связана с творчеством следующих художников: О. А. Еремеев, А. С. Чаркин, В. С. Песиков, К. Ли, Х. В. Савкуев, А. К. Быстров, Н. П. Фомин, С. Н. Репин, А. В. Чувин, Б. Д. Свешников, В. А. Мыльникова, А. А. Пахомов и другие. Это мастера одной петербургской школы, представляющие современное академическое искусство в разных его жанрах и художественных направлениях. Искусство Возрождения становится для них своего рода отправной точкой. Современные мастера по-разному осмысливают идеи Ренессанса. Н. Блохин, В. Могилевцев делают акцент на строгом академическом рисунке, доведенном до виртуозного совершенства. Л. Кириллова, Ю. Бехова, Н. Рыжикова увлечены живописью кватроченто. Скульпторы П. Шевченко, И. Корнеев — пластическими открытиями Донателло и Микеланджело. Ренессансные мотивы угадываются в портретной живописи Ю. Калюты, В. Боровика, Е. Зубова. Безусловно, что в творчестве почти каждого из мастеров можно встретить пейзажные образы Италии, сделанные с натуры и по воспоминаниям. Ренессансные мотивы угадываются в пейзажах А. Блиока, Н. Цыцина, М. Атаянца, М. Раздобурдина. Одним из ярких событий недавнего прошлого стала выставка в НИМ РАХ «Хоть пешком, но будьте в Италии», показавшая ретроспективу итальянских впечатлений русских художников от XVIII в. до наших дней. В последние годы Институт имени И. Е. Репина проводит достаточно много выставок современного академического искусства в разных городах Италии: Болонье, Венеции, Флоренции.

 PDF