Искусство самобытных сибирских мастеров Павла Геронтьевича Якубовского (1891–1945) и Оскара Янкуса (1905–1937) отражает особое художественное видение характерной для их времени картины мира, позволяет ощутить живую историческую и художественную реальность переломной эпохи. Как ни пародоксально, но именно самобытность творческих подходов становилась препятствием не только для идентификации художника сообществом коллег, но и для его самоидентификации. Материалы художественного, теоретического и эпистолярного наследия П. Г. Якубовского и О. Янкуса, на основании которого можно проследить основные вехи развития сибирского авангарда, до сих пор не публиковались. В контексте теоретических взглядов особое звучание приобретают живописные произведения: они выступают как наиболее полное отражение идей, выраженных в таких документах, как «Манифест синтетического динамизма» О. Янкуса 1920 г., дневники и письма П. Г. Якубовского, воспоминания ближайшего окружения художника. Ни П. Г. Якубовский, ни О. Янкус не имели художественного образования, но мастерство их живописных работ не оставляет сомнений, и комплексное исследование творческого наследия дает уникальные сведения о развитии авангарда на периферии, а именно в Новосибирске и Томске. При детальном рассмотрении произведений П. Г. Якубовского и О. Янкуса обнаруживается ряд черт, позволяющих говорить о проблемном формировании у художников периферии не только (само)идентификации в сфере искусства, но и национальной идентичности, о своего рода «сибирском эклектизме». Являясь носителями идей своей эпохи, оба художника остро реагировали на бурную смену реалий. При этом, не имея возможности знакомиться с работами европейских художников, они пришли в ряде своих работ к технике и художественной манере ведущих направлений европейской живописи. В свете новооткрытого наследия сибирских художников понятие «авангарда периферии» приобретает новое звучание.

 PDF