Кагарлицкая Светлана Яковлевна
Московский педагогический государственный университет, Россия
Статья посвящена творчеству художницы Серебряного века Раисы Ивановны Котович-Борисяк (1890–1923), ученицы К. С. Петрова-Водкина, рассмотренному сквозь призму ее отношения к культурной традиции как ценности. Выбор ракурса исследования определили творческие поиски художницы, не утратившие актуальности. Участница выставок «Мир искусства» (1915, 1917) и ряда других в Москве в 1918–1919 гг., а также посмертных в Историческом музее (1923, 1924), «Жар цвет» и «30-ти московских художников» (обе в 1924), в начале 1920-х гг. она сотрудник Главмузея в Москве, хранитель музея Новодевичьего монастыря. Новое открытие и изучение творчества художницы началось с двух персональных выставок в 2000 г., подготовленных автором статьи совместно с журналом «Наше наследие», и публикации в 2005 г. ее дневника «Малая книга Большой Медведицы», созданного вместе с яркими творческими индивидуальностями. Память об этом круге интеллигенции, о своем времени Р. И. Котович-Борисяк сохранила в портретах. Автопортреты и портреты творчески претворяли синтез классического, иконописного и авангардного начала. Зрительное впечатление в них и умозрительное представление гармонично дополняли друг друга. Их содержание, пользуясь выражением Й. Пирса, есть то, что произведение невольно выдает, но никогда не выставляет напоказ. Многие портреты «расширялись» до картины с пейзажным фоном, который каждый раз создавал новый эффект взаимодействия с образом. Предпосылкой их единства часто служила светотень, так же как почти непременная деталь портретов — драпировка. Чувством единства духовного и материального мира пронизан и живописный диптих «Художник и крестьянин» (1918). Художницу-колористку и графика отличал широкий диапазон работ. Многолики ее одухотворенные пейзажи, среди которых особое место занимает тема города — своеобразный урбанистический пейзаж, преобразованный творческим видением художницы. Картины религиозно-мистического содержания, навеянные образами людей и событий эпохи войн и революций, открывались ей как видения — то спокойно-просветленные, то полные пугающих предчувствий. Они раскрывают своеобразие философско-религиозных поисков Серебряного века и отношение к жизни: этическое и эстетическое осмысление реальности.